Методы ABC и XYZ-анализа в управлении запасами

Руководство компании, занимающейся оптовой торговлей това­рами народного потребления, приняло решение расширить торговый ас­сортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако сво­бодных финансовых средств и складских помещений недостаточно.
Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения склад­ских помещений, а также денежных средств, «замороженных» в излиш­них запасах (методы АВС и XYZ).
Решение поставленной перед отделом логистики задачи предпо­лагает установление разных методов контроля и разной политики заку­пок для различных групп товаров. Группировка товарных позиций и по­следующий анализ выделенных групп позволят выбрать оптимальные технологии планирования и управления запасами для всего ассортимен­та товаров, предлагаемых компанией. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также степень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирования) по каждой ассортиментной позиции (мето­ды АВС и XYZ).
Порядок проведения АВС-анализа будет следующим:
1. Формулирование цели анализа.
2. Определение множества анализируемых объектов.
3. Выделение признака, на основе которого будет классифици­ровано анализируемое множество объектов.
4. Оценка анализируемых объектов по выделенному классифи­кационному признаку.
5. Группировка объектов в порядке убывания значения призна­ка.
6. Построение кривой ABC.
7. Разделение множества анализируемых объектов на три груп­пы: группа А, группа В и группа С.
В результате анализа выявляются три подмножества анализируе­мого множества объектов, требующие разного подхода к управлению. Объект анализа - объем товарных запасов (в де­нежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа - доля запасов (в %) отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.
Следовательно, для проведения анализа рассчитывается доля от­дельных позиций в общем объеме запаса. Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов. Затем ассортиментные позиции ранжируются в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Пользуясь пред­ложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о спе­цифике конкретного множества, ассортиментные позиции разделяются на соответствующие группы. 
Далее строится кривая ABC, характеризующая полученное распределение. Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов). 
Для разделения товаров на группы с учетом степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции используется другой тип анализа - XYZ-анализ. Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемости (вариации) спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле:
где xi - значение спроса в t-м периоде (месяц, квартал, год) по оцениваемой позиции;
х¯ - среднее (среднемесячное, среднеквартальное, среднегодовое) значение спроса по оцениваемой позиции; 
n - количество периодов (месяцев, кварталов, лет), за которые проведена оценка.
Порядок проведения XYZ-анализа следующий.
1. Формулирование цели анализа.
2.Определение коэффициентов вариации по отдельным пози­циям анализируемого множества.
3. Группировка объектов множества в порядке возрастания ко­эффициента вариации.
4. Построение кривой XYZ.
5. Разделение множества анализируемых объектов на три груп­пы: группа X, группа Y и группа Z.
Ассортимент товаров разделяется на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп:

Границы интервалов для разделения ассортимента по группам
Группа
Интервал (коэффициент вариации)
X
0 < v < 10
Y
10 < v < 25
Z
25 < v < да
В решаемой задаче цель XYZ-анализа - распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо опре­делить: позиции ассортимента, объемы реализации по которым прак­тически неизменны во времени (группа X);  позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме­няются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предска­зуемо (группа Y);  позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме­няются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z). Исходя из этого, объект анализа - данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а при­знак анализа - степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени. Следовательно, для проведения анализа рассчитывается коэффи­циент вариации для каждой позиции ассортимента по вышеприведенной формуле. Затем позиции ранжируются в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Согласно предложенному алгоритму ассорти­ментные позиции распределяются по соответствующим группам:

По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC- XYZ , после чего выделяются товарные позиции, требую­щие наиболее тщательного контроля.
Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запа­сами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по числен­ности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финан­совых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть воз­можность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции же, входя­щие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.  Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «замораживают» срав­нительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны. Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вооб­ще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.