Виды маршрутов: маятниковые, кольцевые

          Ключевой функцией транспортной логистики является транспортировка (перемещение) продукции транспортным средством. Движение материального потока обеспечивается с помощью транспорта. Транспорт представляет собой отрасль материального производства, осуществляющую перевозки людей и грузов. Затраты на транспортировку грузов составляют до 50 % общих затрат на логистику, соответственно, оптимизация транспортировки может дать существенный экономический эффект. Рационализацией процесса перемещения грузов занимается транспортная логистика.

          К основным задачам транспортной логистики относят:
- создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок);
- совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев;
- задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;
- рациональное планирование перевозок.
       Важной составляющей логистической системы функцио­нирования транспорта является маршрут движения, так как от правильного выбора маршрута движения зависит эффек­тивность работы транспортного средства. Маршрутом движения называется путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. При выполнении грузовых автомобильных перевозок можно выделить несколько типичных вариантов организации транспорт­ного процесса, имеющих различные маршруты движения.
       Маятниковые маршруты – это маршруты, при которых путь перемещения транспортных средств между двумя логистическими пунктами повторяется неоднократно. Данный тип маршрутов под­разделяется на три вида:
- маятниковые маршруты с обратным холостым пробегом (β = 0,5);
- маятниковые маршруты с обратным не полностью гружен­ным пробегом (в этом случае 0,5 < β < 1,0);
- маятниковые маршруты с обратным полностью груженым пробегом (β = 1,0), (рис. 1), где β – коэффициент использования транспортного средства на маршруте.


         Кольцевым маршрутом называется путь следования автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки (рис. 2).
           Разновидностью кольцевых маршрутов являются:
- развозочный, на котором загруженный автомобиль развозит груз по нескольким пунктам наз­начения и постепенно разгружается;
- сборочный, где автомобиль последовательно проходит несколько погрузочных пун­ктов, загружается и завозит груз в один пункт выгрузки;
- сборочно-развозочный, где одновременно один груз собирает­ся, а другой развозится.
      Выбор маршрута – процесс оптимизации времени доставки грузов и эффективности использования транспорта.