Ключевой функцией транспортной логистики является транспортировка (перемещение) продукции транспортным средством. Движение материального потока обеспечивается с помощью транспорта. Транспорт представляет собой отрасль материального производства, осуществляющую перевозки людей и грузов. Затраты на транспортировку грузов составляют до 50 % общих затрат на логистику, соответственно, оптимизация транспортировки может дать существенный экономический эффект. Рационализацией процесса перемещения грузов занимается транспортная логистика.
К основным задачам транспортной логистики относят:
- создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок);
- совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев;
- задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;
- рациональное планирование перевозок.
Важной составляющей логистической системы функционирования транспорта является маршрут движения, так как от правильного выбора маршрута движения зависит эффективность работы транспортного средства. Маршрутом движения называется путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. При выполнении грузовых автомобильных перевозок можно выделить несколько типичных вариантов организации транспортного процесса, имеющих различные маршруты движения.
Маятниковые маршруты – это маршруты, при которых путь перемещения транспортных средств между двумя логистическими пунктами повторяется неоднократно. Данный тип маршрутов подразделяется на три вида:
- маятниковые маршруты с обратным холостым пробегом (β = 0,5);
- маятниковые маршруты с обратным не полностью груженным пробегом (в этом случае 0,5 < β < 1,0);
- маятниковые маршруты с обратным полностью груженым пробегом (β = 1,0), (рис. 1), где β – коэффициент использования транспортного средства на маршруте.
Кольцевым маршрутом называется путь следования автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки (рис. 2).
Разновидностью кольцевых маршрутов являются:
- развозочный, на котором загруженный автомобиль развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
- сборочный, где автомобиль последовательно проходит несколько погрузочных пунктов, загружается и завозит груз в один пункт выгрузки;
- сборочно-развозочный, где одновременно один груз собирается, а другой развозится.
Выбор маршрута – процесс оптимизации времени доставки грузов и эффективности использования транспорта.