Грузовая единица

      Грузовая единица – это груз, состоящий из предметов или упаковок, скрепленных вместе одним или несколькими средствами, имеющий определенную форму и подготовленный к погрузке, транспортированию и хранению.  Термин применим также для одного предмета большого размера, подготовленного с той же целью. Грузовая единица- некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу, и которые, своими параметрами, связывают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое. Грузовая единица— Некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица как основа материального потока связывает склад с внешней средой — с другими участниками логистической системы, а также все подсистемы склада между собой. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое.
Верное решение по выбору грузовой единицы обеспечивает:
♦ единовременное транспортирование большего количества товара;
♦ эффективное использование площади и объема склада;
♦возможность использования стандартного оборудования при погрузочно – разгрузочных транспортно – складских  работах;
♦ ускорение погрузочно – разгрузочных транспортно – складских  работ;
♦ минимизацию риска повреждения товара;
♦ повышение безопасности логистических процессов.
Характеристиками грузовой единицы являются следующие:
♦ размеры грузовой единицы;
♦ способность к сохранению целостности.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200 x800 и 1200 x1000 мм. грузоподъёмностью до 1000 кг и 1500 кг. В логистике используют некоторую условную единицу площади, базовый модуль. Это прямоугольник со сторонами 600 x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы.
Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Этим достигается унификация размеров транспортной тары. В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она, была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на, сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Стандартизированная грузовая единица - консолидированные отдельные промышленные упаковки в единый стандартизированный «пакет», удобный для транспортировки и грузопереработки.
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции (товара) от повреждений или потерь при транспортировании, хранении и перевалке; облегчающих выполнение логистических операций; разработанных с учетом требований техники безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, и требований охраны окружающей среды.
Контейнер - элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оснащенный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.
Паллет - горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки, или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов.



Пакетирование грузовых единиц
Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Для осуществления доставки между звеньями логистической системы грузовая единица формируется на внешнем товароносителе. При этом, чем крупнее сформированная грузовая единица, тем меньше перевалок на тонну перерабатываемого груза. Наиболее часто в качестве внешнего товар носителя используют контейнеры (мелкие, средне- и крупнотоннажные) и плоские поддоны. Технологии товародвижения, основанные на поставках грузов с использованием указанных товароносителей, соответственно, называются контейнерные и пакетные (на основе грузопакетов).
Грузопакеты относятся к группе унифицированных грузов и являются преимущественно пакетами из скомплектованных отдельных, главным образом, упакованных грузов и соответствующих вспомогательных погрузочных средств, состоящих из товароносителя и средств защиты грузов. Возможно создание грузовой единицы без товароносителя (бочки, тюки, рулоны), но в этом случае груз должен быть скомплектован и погружен с помощью технических средств. Для поставки грузов покупателям, необходимо определить виды и особенности транспортных средств, которые будут осуществлять доставку грузов, а также вид и размеры внешнего товароносителя для осуществления заказа клиентам.
Пакетирование обеспечивает:
♦ сохранность продукта на пути движения к потребителю;
♦ возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских рабо;
♦ максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава;
♦ возможность перегрузки без переформирования;
♦ безопасность выполнения погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских работ.
Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм 
(в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения
На выбор товароносителя влияет:
- вид и размеры упаковки и транспортной тары;
- система комплектации заказа;
- оборачиваемость товарного запаса;
- применяемое технологическое оборудование для складирования груза;
- особенности подъемно-транспортных машин и механизмов, обслуживающих склад.
Основные требования клиентов к осуществлению поставки в данном случае продиктованы техническими возможностями погрузочно-разгрузочного фронта на предприятии клиента и изменяющимися техническими средствами разгрузки и транспортировки, а также величиной партии заказа, количеством и размером грузовых мест. Например, отсутствие погрузочно-разгрузочной рампы и соответствующего подъемно-транспортного оборудования под выгрузку поддонов, делает невозможным применение пакетной технологии. Размеры погрузочно-разгрузочного фронта, высота рампы, ее техническое оснащение являются определенным ограничением при выборе транспортных средств доставки грузов. Величина партии поставки, особенности размеров и вида товара диктуют условия при выборе внешнего товароносителя. Задача выбора складской грузовой единицы заключается в определении типа и размеров носителя и параметров сформированной на нем грузовой единицы.
Применяют различные методы пакетирования грузовых единиц - обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой.
Одним из наиболее прогрессивных методов является пакетирование с помощью термоусадочной пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться под воздействием температуры. формируют грузовой пакет из штучных грузов, который обертывают или обандероливают полимерной пленкой. После нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается. Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует сохранности формы пакета в процессе совершения различных операций. 
Преимущества метода:
1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет имеет повышенную устойчивость к вибрации и сотрясениям при транспортировке и перегрузках - уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных по размеру и по форме.
3. Сравнительно низкие затраты труда. в 3 – 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность не нарушается.
Недостатки пакетирования с помощью термоусадочной пленки:
♦ невозможность пакетирования замороженных продуктов;
♦ отсутствие защиты продукции от механических повреждений при выполнении погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских операций.
Стандартизировать обработку грузовых единиц позволяет применение справочного руководства по таре и упаковке, основу которого составляет следующая информация:
♦ приемлемые для фирмы виды упаковки;
♦ технология ручной и механизированной переработки грузовых единиц;
♦ маркировка и порядок оборота транспортной тары;
♦ транспортная накладная и упаковочный лист.