Цифровизация в современной транспортной логистике

Термин «цифровая экономика» появился в конце 20 века после того как американский информатик из Массачусетского университета Николасо Негропонте сформулировал концепцию электронной (цифровой) экономики. Понятие цифровой экономики, которое изначально определялось как электронная коммерция, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-реклама, расширяется и уже сегодня понимается в общественной экономической жизни как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются работа с электронными данными, их обработка и анализ, а использование результатов по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить эффективность производства, технологий, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Анализ множества источников по вопросам цифровой экономики позволяет сделать следующий вывод. Цифровая экономика - экономика инноваций, развивающаяся за счет эффективного внедрения новых информационных технологий. Причем в рамках понятия «цифровая экономика» надо понимать интенсивное инновационное развитие, то есть не любые новые технические и технологические решения, а только решения, направленные на значительный рост эффективности. Цифровая трансформация логистики породила новый термин — цифровая логистика. Логистические издержки составляют до 10 % от конечной стоимости продукта. При   повышении эффективности и скорости логисти­ческих процессов доля логистических издержек должна несколько снизиться.
Эффективность функционирования логистических систем в зна­чительной степени связана с применяемыми в ней технологиями. Со­временные технологии позволяют предприятиям воплощать новые логистические решения, а внедрение новой техники — оптимизировать производственный процесс, улучшать свою деятельность, реализовы­вать ранее недоступные и невозможные для осуществления процедуры.
Высокий уровень цифровизации операционной деятельности участников транспортного рынка, их взаимодействия между собой определен высоким уровнем требований к эффективности управления пере­возками на транспорте. В связи с этим цифровые технологии неотвратимо перемещаются из разряда вспомогательных средств в класс основных, позволяя существенно снизить затраты на организацию и осуществление перевозок, повысить качество транспортных и логистических услуг, производительность труда ра­ботников транспортных предприятий, повысить конкурентоспособ­ность компании.
Управлением перевозочным процессом занимаются на автотранспортном предприятии все звенья от диспетчера до начальника. Автоматические системы диспетчерского контроля с полной ав­томатизацией процессов получения, передачи и обработки информации, включая его анализ и принятие решений облегчают работу диспетчера, при сохранении за ним только функций контроля за работой системы автоматики и решения незапрограммированных задач.
В настоящее время всё большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Работа транспорта должна основываться на запросах потребителя. Клиента привлекают минимальные сроки доставки, 100%-я сохранность груза при перевозке, удобства по приёму и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местонахождении груза. Только при этих условиях клиент готов нести соответствующие затраты.
Логистические процессы всегда сопровождались информаци­онными потоками, несущими информацию о перемещении груза, транспортных средств и т. д. Интеграция в логистику систем гео­позиционирования, позволяющих контролировать местонахожде­ние транспортных средств и систем радиочастотного кодирования (RFID) грузов, а также внедрение умных контрактов создают новую цифровую логистику.
Важнейший элемент ци­фровой логистики — электронный документооборот. Создание информационного пространства цифровых перевозоч­ных документов требует применения технологий больших данных и особенно методов их анализа. Использование электронного документооборота при осуществле­нии грузовых перевозок создает предпосылки к развитию цифровой логистики как инновационной технологии управления информаци­онными потоками в логистической сети на всех иерархических уров­нях. На подготовку бумажной документации и на задержку доставки, связанную с ее оформлением, приходится 10—15 % транспортных рас­ходов. При внедрении цифровой логистики на основе юридически признанного электронного документооборота эти расходы и сроки доставки могут быть снижены на 20—40 % .
Эффект от использования цифровых технологий оформления пе­ревозочных документов с применением электронной подписи в пря­мом международном сообщении формируется на высшем уровне управления компанией и носит синергетический эффект взаимо­действия всех ее элементов, а также приводит к устранению потерь времени на всех этапах жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентом — грузоотправителем и грузополучателем. Создание единого информационного пространства с помощью цифровых технологий открывает новые возможности для управления логистическими процессами. Обмен информацией, отслеживание транспортировки грузов, дистанционное управление и контроль над операциями и персоналом, анализ и автоматизация с участием ста­ционарных и мобильных устройств становятся требованием времени в транспортной сфере. Цифровые технологии создают преимущества над конкурентами в управлении транспортно-логистическими про­цессами за счет интеграции разных целевых групп грузоотправителей и грузополучателей по всем видам транспорта.
Взаимодействие между элементами транспортно-логистической цепи и грузовым автомобильным транспортом происходит через терминально-складскую инфраструктуру. Применение RFID технологий в транспортно-логистических системах позволяет своевременно передавать и получать информацию грузах, местонахождении, что в свою очередь делает возможным оперативное планирование, в том числе при возникновении изменений и сбоев на отдельных участках цепи, всеми участниками процесса. Данный подход представляет собой единую цепь поставок, состоящую из элементов технологического цикла складского комплекса отправителя, поставщика и доставки продукции. Эффективность функционирования логистических систем в значительной степени связана с применяемыми в ней технологиями. Современные технологии позволяют предприятиям воплощать новые логистические решения, а внедрение новой техники— оптимизировать производственный процесс, улучшать свою деятельность, реализовывать ранее недоступные и невозможные для осуществления процедуры.
Информационные технологии находятся в активной фазе своего развития. Кроме того, они дали толчок новому направлению в экономике под названием «цифровая экономика», которое в настоящее время находит развитие в государственных программах и правительственных документах. Термин «цифровая экономика» выходит за рамки понятия «информатизация», является новой общемировой идеологией, предполагает более глобальные интеграционные процессы, которые соединяют информационные (цифровые) системы участников бизнес-процесса формируют единое информационно-технологическое (цифровое) пространство.