Термин «цифровая экономика» появился в конце 20 века после
того как американский информатик из Массачусетского университета Николасо
Негропонте сформулировал концепцию электронной (цифровой) экономики. Понятие
цифровой экономики, которое изначально определялось как электронная коммерция,
интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-реклама, расширяется и уже
сегодня понимается в общественной экономической жизни как хозяйственная
деятельность, в которой ключевым фактором производства являются работа с
электронными данными, их обработка и анализ, а использование результатов по
сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить
эффективность производства, технологий, хранения, продажи, доставки товаров и
услуг.
Анализ множества источников по вопросам цифровой экономики
позволяет сделать следующий вывод. Цифровая экономика - экономика инноваций,
развивающаяся за счет эффективного внедрения новых информационных технологий.
Причем в рамках понятия «цифровая экономика» надо понимать интенсивное
инновационное развитие, то есть не любые новые технические и технологические
решения, а только решения, направленные на значительный рост эффективности. Цифровая
трансформация логистики породила новый термин — цифровая логистика.
Логистические издержки составляют до 10 % от конечной стоимости продукта.
При повышении эффективности и скорости логистических
процессов доля логистических издержек должна несколько снизиться.
Эффективность
функционирования логистических систем в значительной степени связана с
применяемыми в ней технологиями. Современные технологии позволяют предприятиям
воплощать новые логистические решения, а внедрение новой техники —
оптимизировать производственный процесс, улучшать свою деятельность, реализовывать
ранее недоступные и невозможные для осуществления процедуры.
Высокий
уровень цифровизации операционной деятельности участников транспортного рынка,
их взаимодействия между собой определен высоким уровнем требований к
эффективности управления перевозками на транспорте. В связи с этим цифровые
технологии неотвратимо перемещаются из разряда вспомогательных средств в класс
основных, позволяя существенно снизить затраты на организацию и осуществление
перевозок, повысить качество транспортных и логистических услуг,
производительность труда работников транспортных предприятий, повысить
конкурентоспособность компании.
Управлением перевозочным процессом занимаются на
автотранспортном предприятии все звенья от диспетчера до начальника. Автоматические системы диспетчерского
контроля с полной автоматизацией процессов получения, передачи и обработки
информации, включая его анализ и принятие решений облегчают работу диспетчера,
при сохранении за ним только функций контроля за работой системы автоматики и
решения незапрограммированных задач.
В
настоящее время всё большее значение начинают приобретать вопросы повышения
уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях
хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых
услуг. Работа транспорта должна
основываться на запросах потребителя. Клиента привлекают минимальные сроки
доставки, 100%-я сохранность груза при перевозке, удобства по приёму и сдаче
грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях
перевозки и местонахождении груза. Только при этих условиях клиент готов нести
соответствующие затраты.
Логистические
процессы всегда сопровождались информационными потоками, несущими информацию о
перемещении груза, транспортных средств и т. д. Интеграция в логистику систем
геопозиционирования, позволяющих контролировать местонахождение транспортных
средств и систем радиочастотного кодирования (RFID) грузов,
а также внедрение умных контрактов создают новую цифровую логистику.
Важнейший
элемент цифровой логистики — электронный документооборот. Создание
информационного пространства цифровых перевозочных документов требует применения
технологий больших данных и особенно методов их анализа. Использование
электронного документооборота при осуществлении грузовых перевозок создает
предпосылки к развитию цифровой логистики как инновационной технологии
управления информационными потоками в логистической сети на всех иерархических
уровнях. На подготовку бумажной документации и на задержку доставки, связанную
с ее оформлением, приходится 10—15 % транспортных расходов. При внедрении
цифровой логистики на основе юридически признанного электронного
документооборота эти расходы и сроки доставки могут быть снижены на 20—40 % .
Эффект
от использования цифровых технологий оформления перевозочных документов с
применением электронной подписи в прямом международном сообщении формируется
на высшем уровне управления компанией и носит синергетический эффект взаимодействия
всех ее элементов, а также приводит к устранению потерь времени на всех этапах
жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентом — грузоотправителем и
грузополучателем.
Создание единого информационного пространства с помощью цифровых
технологий открывает новые возможности для управления логистическими
процессами. Обмен информацией, отслеживание транспортировки грузов,
дистанционное управление и контроль над операциями и персоналом, анализ и
автоматизация с участием стационарных и мобильных устройств становятся
требованием времени в транспортной сфере. Цифровые технологии создают
преимущества над конкурентами в управлении транспортно-логистическими процессами
за счет интеграции разных целевых групп грузоотправителей и грузополучателей по
всем видам транспорта.
Взаимодействие между элементами
транспортно-логистической цепи и грузовым автомобильным транспортом происходит
через терминально-складскую инфраструктуру. Применение RFID технологий в транспортно-логистических системах позволяет своевременно
передавать и получать информацию грузах, местонахождении, что в свою очередь
делает возможным оперативное планирование, в том числе при возникновении
изменений и сбоев на отдельных участках цепи, всеми участниками процесса.
Данный подход представляет собой единую цепь поставок, состоящую из элементов
технологического цикла складского комплекса отправителя, поставщика и доставки
продукции. Эффективность
функционирования логистических систем в значительной степени связана с
применяемыми в ней технологиями. Современные технологии позволяют предприятиям
воплощать новые логистические решения, а внедрение новой техники—
оптимизировать производственный процесс, улучшать свою деятельность,
реализовывать ранее недоступные и невозможные для осуществления процедуры.
Информационные
технологии находятся в активной фазе своего развития. Кроме того, они дали
толчок новому направлению в экономике под названием «цифровая экономика», которое
в настоящее время находит развитие в государственных программах и
правительственных документах. Термин «цифровая экономика» выходит за рамки
понятия «информатизация», является новой общемировой идеологией, предполагает
более глобальные интеграционные процессы, которые соединяют информационные
(цифровые) системы участников бизнес-процесса формируют единое
информационно-технологическое (цифровое) пространство.