Комментарий к положению о приемке товаров


КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЮ О ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ ПО
КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ (УТВЕРЖДЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ № 1290 ОТ 03.09.2008)
Одним из наиболее распространенных видов договоров в хозяйственном обороте является договор купли-продажи. Именно он опосредует отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при передаче права собственности на объекты материального мира и, прежде всего, товары. По договору купли-продажи одна сторона обязуется передать имущество в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне, а последняя обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
 При этом для избежания в дальнейшем спора, необходимо должным образом оформить приемку товара. Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 435, 437, 439 Гражданского кодекса Республики Беларусь продавец обязан передать имущество, количество, ассортимент и качество которого должны соответствовать условиям заключенного договора, приемка представляет собой проверку данных параметров. Судебная практика показывает, что только правильное составление акта приемки товаров по количеству и качеству может обеспечить сторонам в дальнейшем возможность возмещения возникших у них убытков.
Несмотря на принятие в 1998 году нового Гражданского кодекса Республики Беларусь, до сентября 2008 г. продолжало действовать Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 285 от 26.04.1996 (далее - Положение 1996 г.). Новое Положение о приемке товаров по количеству и качеству (далее - Положение) было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от и вступило в силу 11 сентября 2008 г. Положение не применяется к правоотношениям, возникшим до момента вступления его в силу (п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь №  1290 от 03.09.2008). Следовательно, если договор купли-продажи заключен до и в нем имеется ссылка на Положение 1996 г., то к нему применяются правила соответствующего Положения. Однако рекомендуем внести изменения в действующие договоры.
В целом Положение сохранило ранее действовавший порядок приемки товаров по количеству и качеству. Однако имеется и ряд новелл.
Процесс принятия товара покупателем условно можно разделить на несколько этапов:
1)    приемка товара по количеству мест в соответствии с сопроводительными документами;
2)    осмотр товара на предмет наличия явных (видимых) внешних повреждений (дефектов) либо повреждений упаковки;
3)    приемка товара по количеству (проверка внутритарной недостачи) и комплектности;
4)    приемка товара по качеству, в том числе определение наличия скрытых дефектов, заводского брака и т. п.;
5)    обнаружение недостатков, устранение которых предусмотрено гарантийными обязательствами поставщика или производителя.
При этом покупатель может получить товар как от перевозчика, так и непосредственно от продавца. Прием товара от перевозчика не является прямой приемкой товара по количеству и качеству. В этот момент, как правило, проверяется исполнение договора перевозки груза.
Учитывая, что законодатель применяет к мене правила договора купли- продажи (ст. 538 Гражданского кодекса Республики Беларусь), действие Положения распространено и на данный вид договоров. Кроме того, Положение применяется к заключаемым между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь договорам купли-продажи (поставки, контрактации). Если применимым правом по внешнеторговому договору выбрано право Республики Беларусь, то при поставке товаров по такому договору будет применяться Положение, если иное стороны не установят в самом договоре (ранее, наоборот, во внешнеторговом договоре должна была быть ссылка на Положение).
Положение не применяется при приемке по количеству и качеству товаров, приобретаемых для личного, семейного, домашнего или иного не связанного с предпринимательской деятельностью использования, энергии и иных энергетических продуктов, поступающих по трубопроводам и линиям электропередач, а также в отношении товаров, для которых актами законодательства установлен иной порядок приемки по количеству и (или) качеству. Например, приказ Министерства связи Республики Беларусь № 184 от 07.10.1999 устанавливает особенности приема товаров на предприятиях связи, постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 69 от 14.04.2004 - приемки и отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, Государственным хранилищем ценностей Министерства финансов Республики Беларусь. Не в полной мере нормам Положения отвечает действующее Положение о поставках товаров в Республике Беларусь (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 444 от 08.07.1996). Кроме того, стороны в договоре могут предусмотреть правила приемки товаров по количеству и качеству, отличные от указанных в Положении.
Местом приемки товаров могут быть склад продавца, склад покупателя, место вскрытия опломбированных транспортных средств, место разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, склад транспортного предприятия при доставке и выдаче товаров предприятием железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта. Чаще всего приемка осуществляется на складе продавца с самостоятельным вывозом товаров покупателями. При отгрузке со склада составляется товаросопроводительный документ (ТН или ТТН), типовые формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 53 от 14.05.2001.
Как правило, приемка товаров проводится покупателем самостоятельно. Однако имеются случаи, когда необходимо пригласить для участия в приемке иных лиц. Круг приглашаемых лиц сужен. По сравнению с Положением 1996 г. в нем отсутствуют компетентный представитель иного юридического лица, государственного контролирующего органа, местного органа управления или самоуправления, общественности юридического лица-покупателя. Функции последних в Положении возложены на представителей торгово-промышленной палаты.
Обязательным является вызов представителя продавца для участия в приемке товаров по количеству и качеству при выявлении недостачи, несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта. Для участия в приемке продавец может направить своего работника (в Положении нет указания на необходимость направления лица, компетентного в вопросах определения количества, качества и комплектности подлежащего приемке товара, как было ранее в п. 20 Положения 1996 г.), либо уполномочить юридическое или физическое лицо. При неявке представителя продавца по вызову покупателя в установленный срок, а также при неполучении ответа на вызов проверка количества и качества товаров производится с участием представителя:
-    торгово-промышленной палаты или
- республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, если продавец и покупатель подчинены (входят в состав) одному республиканскому органу государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь или
- органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в области, соответствующей для проверки качества (испытаний) принимаемых товаров.
Следует полагать, что указанному в Положении праву покупателя вызывать указанных лиц корреспондируется обязанность последних явиться для приемки товаров по количеству и качеству.
Положением сняты ранее действовавшие ограничения, что один и тот же представитель иного юридического лица, а также представитель общественности не может участвовать в приемке товара у конкретного покупателя более двух раз в месяц (ч. 6 п. 16 Положения 1996 г.)
Кроме того, из Положения изъяты нормы, ограничивавшие круг работников покупателя, которые могут участвовать в приемке товаров. Так, ранее п. 21 Положения 1996 г. не допускал к участию в приемке товаров по количеству и качеству материально ответственных работников и подчиненных им лиц (например, заведующего складом, кладовщика), работников, осуществляющих приемку, учет, хранение и отпуск материальных ценностей (бухгалтеров, товароведов и др.), работников юридической службы, руководителя юридического лица.
Сроки явки представителя продавца остались без изменения: представитель продавца, находящегося в этом же населенном пункте, обязан явиться по вызову покупателя не позднее следующего дня, а по скоропортящемуся товару - не позднее 4 часов после получения уведомления о вызове, если в нем не указан иной срок явки; представитель продавца, находящегося вне пределов населенного пункта покупателя, независимо от состава товара обязан явиться по вызову покупателя не позднее трехдневного срока после получения уведомления о вызове, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен законодательством или договором. В последнем случае продавец обязан не позднее следующего дня после получения уведомления о вызове сообщить покупателю по срочной связи, будет ли направлен представитель для участия в проверке количества и качества товара.
Полномочия представителя продавца или иного указанного в Положении представителя подтверждаются разовым удостоверением или доверенностью. Последняя по своему содержанию совпадает с удостоверением. Исчезла обязанность ознакомления лиц, участвующих в приемке товаров с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, соответствующей нормативно - технической документацией. Они должны быть ознакомлены с условиями договора, а также всеми иными сопутствующими документами и сведениями, в которых имеется информация о количестве и (или) качестве проверяемых товаров. Такое ознакомление необходимо, так как лица, участвующие в приемке товаров несут ответственность за преднамеренное искажение результатов такой приемки. Исключен запрет на получение от покупателя вознаграждения представителем иных, нежели продавец организаций, за участие в приемке товаров по количеству и качеству (ранее - ч. 8 п. 16 Положения 1996 г.)
Положение обязывает использовать средства измерения не только исправные, но и прошедшие в установленном законодательством порядке поверку (п. 12).
Остались неизменными сроки приемки товаров по количеству и качеству (п. 15-17 Положения). Приемка товаров должна производиться, как правило, непрерывно (п. 24 Положения). Однако допускается перерыв в приемке товаров, если принимается большая партия товаров (нет обязательного условия о необходимости длительной их проверки - п. 11 Положения 1996 г.) либо по иным уважительным причинам. При этом должны быть приняты меры по контрольному обеспечению сохранности товаров и условий их приемки.
Приемка товаров по количеству осуществляется на соответствие количества фактически полученного товара данным, указанным в договоре, транспортных, сопроводительных и иных документах (спецификациях, описях, упаковочных листах или ярлыках, картах, маркировке на таре и упаковке).
В соответствии с Положением приемка по количеству товаров, поставленных в закрытой таре, обеспечивающей их сохранность, осуществляется исключительно по массе брутто и (или) количеству грузовых мест на соответствие данным о массе брутто и количестве грузовых мест, указанным в договоре и (или) в транспортных и сопроводительных документах. В Положении отсутствует право покупателя потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом грузовом месте, на что следует обратить внимание при составлении договоров купли-продажи (рекомендуем указывать четкие характеристики товаров по размерам, количеству и весу).
Имевшееся в ч. 2 п. 35 Положения 1996 г. исключение для определения веса нетто при приемке товара, стало правилом: масса нетто товара может быть определена путем вычитания из установленной при приемке товара по количеству его массы брутто массы тары после ее освобождения от товара, если иное не установлено условиями договора, техническими нормативными правовыми актами. При этом, как и ранее, не допускается определение массы нетто путем вычитания массы тары из массы брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах, без проверки фактической массы брутто и массы тары (п. 21 Положения).
В Положении установлен порядок приемки товаров по количеству товарных единиц: путем сплошного подсчета с полной выкладкой товара из тары (при необходимости и возможности из упаковки), его промера, взвешивания и (или) иного измерения количества в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким измерениям техническими нормативными правовыми актами.
Если ранее выборочная проверка количества товаров допускалась при приемке от перевозчика (п. 36 Положения 1996 г.), то теперь она возможна и в иных случаях, если это предусмотрено договором или актами законодательства.
Приостановление приемки товаров и вызов представителя продавца производятся не только при выявлении недостачи, но и при обнаружении несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах (п. 25 Положения). В этих случаях, как правило, в тот же день составляется акт о выявленной недостаче, который подписывается лицами (как правило, не менее трех), производившими приемку товара.
В Положении отсутствует право покупателя принять товар по количеству без участия представителя продавца самостоятельно в случае наличия согласия продавца на одностороннюю приемку товара по количеству (п. 40 Положения 1996 г.)
Приемка товаров по качеству предусматривает их проверку на соответствие требованиям в отношении качества товаров, установленным договором, техническими нормативными правовыми актами, в том числе соответствие образцам (эталонам). Приемка товаров по качеству производится:
-  если договором и (или) актами законодательства установлены требования к качеству и (или) безопасности товаров;
-  если такая приемка предусмотрена в договоре;
- при получении товаров с нарушением контрольного обеспечения их сохранности и (или) при наличии признаков их порчи или повреждения (течь, бой и др.)
При этом приемка товаров по качеству может не производиться, если в дальнейшем предусмотрена их продажа третьим лицам в оригинальной упаковке изготовителя (либо в соответствующих случаях - таре или упаковке продавца), имеющей исправное состояние и ненарушенное контрольное обеспечение сохранности.
Одновременно с приемкой товаров по качеству в соответствии с Положением должны проверяться не только тара и упаковка, маркировка на таре (упаковке) и товарах (при необходимости), но и выполнение иных условий, направленных на обеспечение сохранности и целостности товаров. Такая проверка производится на соответствие требованиям, установленным техническими нормативными правовыми актами и другими обязательными правилами упаковки, маркировки, хранения и перевозки принимаемых товаров (п. 28 Положения).
В соответствии с Положением при обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям технических нормативных правовых актов, образцам (эталонам), договору покупатель может вызвать представителя не только продавца или органа, осуществляющего государственный контроль качества товара, но и иных организаций, названных в ч. 2 п. 6 Положения. В Положении отсутствует норма о том, кто определяет достаточность контрольных операций (ранее - покупатель).
Изменился перечень случаев последующего выявления покупателем несоответствия качества товара. Срок выявления такого несоответствия по Положению не ограничен гарантийным сроком изготовителя товара (ранее было ограничение в ч. 1 п. 44 Положения 1996 г.) Теперь к периодам выявления несоответствия качества товаров, имеющим правовое значение, отнесены:
-процесс хранения (при соблюдении необходимых для обеспечения сохранности товаров условий);
- подготовка товаров к дальнейшей продаже (в розницу или оптом);
-возврат последующим покупателем либо использование в производственных процессах при выявлении скрытых недостатков.
При этом сократился срок составления покупателем акта о скрытых недостатках с 5 суток до 24 часов с момента обнаружения. Это означает, что, если недостаток был выявлен 14 октября 2008 г. в 14 ч 15 минут, то акт должен быть составлен до 15 ч 00 минут 15 октября 2008 г. Предъявлен же акт о скрытых недостатках продавцу может в сроки, установленные законодательством или договором для выявления покупателем скрытых недостатков товаров (например, в течение гарантийного срока на товар).
При необходимости приемки по качеству товаров, находящихся в исправной закрытой упаковке, которая обеспечивает их сохранность и целостность, согласно Положению упаковка может быть вскрыта, если это не повлияет на условия хранения и реализации товаров.
В случае приемки товаров в соответствии с Положением путем отбора образцов, результаты проверки образцов могут быть распространены в отношении качества всей принимаемой партии товаров, если это допускается договором или законодательством. Ранее такое распространение являлось правилом (ч. 5 п. 45 Положения 1996 г.) При этом законодатель уточнил, что отобрано должно быть три образца (один отправляется на проверку, второй остается у покупателя, третий направляется продавцу). Покупатель и продавец обязаны хранить отобранные образцы до разрешения спора о качестве товара только в случае неурегулирования вопроса о замене товаров ненадлежащего качества или иной компенсации продавцом покупателю за такие товары. Исключена обязанность сторон хранить отобранные образцы в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественного товара в следственные органы, органы прокуратуры и суда - до разрешения дела в этих органах.
Процедуры установления скрытых недостатков, отбора образцов (проб) при проведении контрольных операций для оценки качества партии товаров, проведения экспертиз товара в целом не претерпели изменений.
Принятый покупателем товар, переведенный в более низкий сорт, на основании акта о результатах приемки перемаркируется. При этом если ранее расходы по перемаркировке могли быть распределены в соответствии с договором, то по Положению в указанном случае продавец обязан возместить затраты покупателя по замене сведений на маркировке товара (п. 38 Положения).
Положение несколько изменило реквизиты акта приемки товаров по количеству и качеству. Теперь нет необходимости указывать в тексте самого акта дату и номер документа, уполномочивающего представителя на участие в приемке товара (копия такого документа в любом случае прилагается к акту), информацию об ознакомлении этих лиц с текстом Положения (исключена сама обязанность такого ознакомления), а также основания, по которым товар переводится в более низкий сорт. В Положении уточнено, что при отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по количеству и качеству, от подписания акта в нем делается об этом запись (например, «представитель продавца Иванов И.И., присутствовавший при приемке товаров по количеству и качеству, отказался подписывать настоящий акт. Дата и подписи иных лиц, участвовавших в приемке»). В соответствии с п. 43 Положения акт приемки товаров по количеству и качеству утверждается руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем. К акту нет необходимости прилагать подлинник транспортного документа, можно ограничиться заверенной перевозчиком копией. Не прилагаются к акту согласно Положению акт о приостановлении приемки товара, составляемый для вызова представителя в случаях обнаружения недостачи или ненадлежащего качества товара, а также документ, содержащий данные об обвесе или обмере, если количество товара определялось путем взвешивания или обмера.
Отметим также, что типовых форм названных в Положении актов не имеется. В Положении содержится лишь перечень сведений, которые должны быть в них отражены.
В Положении отсутствует возможность упрощенного актирования недостачи и (или) выявленных дефектов при условии достижении согласия между представителем продавца и покупателем о количестве недостающих товаров, их стоимости, характере недостачи, характере выявленных дефектов и причинах их возникновения (ч. 3 п. 53 Положения 1996 г.) Таким образом, можно заключить, что принятое Положение о приемке товаров по количеству и качеству в целом не изменило порядок такой приемки, приведя нормы Положения в соответствии с изменившемся за 12 лет законодательством, унифицировав применяемые в нем термины и исключив морально устаревшие предписания. Поэтому рекомендуем, заключая договор, уделить особое внимание описанию процедуры приемки товара по количеству и качеству. 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ (УТВЕРЖДЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ № 1290 ОТ 03.09.2008)

ОБРАЗЕЦ АКТА ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ

ОБРАЗЕЦ АКТА ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ (ПРОСТОЙ)