Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками


Снабженческая деятельность взаимосвязана с другими видами деятельности предприятия. Наиболее существенны ее связи с маркетингом, планированием производства и финансовой службой. Часто цели этих служб могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. В связи с этим целесообразно выделение специальной логистической службы, которая бы управляла материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Под логистикой обычно понимают направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передаче, хранении и обработке соответствующей информации.
Логистический подход к управлению материальными потоками предполагает выделение специальной логистической службы на основе интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему - логистическую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды.
Цель логистической системы - доставка материалов, изделий и товаров в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Деятельность в области логистики многообразна.
Выделяют следующие элементы логистической системы:
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства.
Вначале закупаются средства производства, которые в виде материального потока поступают в логистическую систему, обрабатываются, складируются и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в нее финансовые ресурсы.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.
Различают внутренний и внешний, входной и выходной материальные потоки.
Внешний материальный поток протекает во внешней среде, за пределами логистической системы, внутренний - внутри системы. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды, выходной, наоборот, во внешнюю среду.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, это могут быть транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы, коммерческо-посреднические организации, предприятия-изготовители и предприятия оптовой торговли и т.п. Они формируют материальные потоки, осуществляется процесс товаропередвижения, самостоятельно оценивают конкретную ситуацию и принимают решения. В условиях конкурентной борьбы использование методов логистики является большим преимуществом.
Например, фирма "Тоёта" (Япония) для получения комплектующих изделий и материалов от поставщика использует "карточки поставщика" или карточки "субподрядчика". Эти карточки содержат инструкции по поставке комплектующих изделий. Поскольку на "Тоёте" автомобили выпускаются мелкими партиями, необходима ежедневная частая транспортировка и доставка комплектующих изделий. В связи с этим на карточке зафиксировано точное время доставки. Кроме того, так как "Тоёта" не имеет специального склада, пункт получения точно указан на сопроводительной карточке поставщика. Иногда на карточке ниже наименования поставщика проставляются цифры, например 1, 6, 2. Это означает, что изделия должны доставляться шесть раз в день, и партии должны быть отправлены поставщиком дважды после получения им очередной карточки.
Применение логистического подхода к управлению материальными потоками в практике хозяйственной деятельности позволяет:
·         Гибко реагировать на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей;
·         Сокращать временные интервалы между приобретением сырья и материалов и поставкой товаров конечному потребителю;
·         Минимизировать товарные запасы;
·         Сокращать время доставки товаров;
·         Ускорять процесс получения информации;
·         Повышать уровень сервиса.
·         Применение логистическго подхода, в конечном итоге, позволяет снижать издержки производства.