Парадигмы логистики тесно связаны с
четырьмя этапами ее эволюционного развития.
К ним относятся: аналитическая; технологическая (информационная); маркетинговая; интегральная.
К ним относятся: аналитическая; технологическая (информационная); маркетинговая; интегральная.
1 Аналитическая парадигма представляет собой
первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке,
занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и
обращении. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы
является построение достаточно сложной экономико-математической модели,
отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют
большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия
решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из
указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных
логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном
подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.
Технологическая парадигма появилась в
1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных
технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны,
можно формулировать общую проблему управления материальным потоком
логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное
обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы
является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических
объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки.
Основные стратегии логистического управления состоят в том, чтобы
автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную
поддержку для решения более сложных логистических задач. При этом автоматизация
всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной
парадигмы. Практическим примером использования; технологической парадигмы
являются широко распространенные системы MRP (Manufacturing
Requirements/Resource Planning) / DRP (Distribution* Requirements/Resource
Planning), применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и
закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции
потребителям (более подробно; о системах речь будет идти в следующих главах).
Однако логистические системы, построенные на принципах технологической
парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно
современных требований развития рыночной экономики.
С начала 1980-х гг. и до настоящего
времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто
применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют
целью описать и объяснить отношения между логистической системой и
возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Синтезируемая логистическая система
должна реализовать стратегическую цель фирмы — стратегию конкуренции на рынке
сбыта готовой продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как
изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на
продукцию и т. п. Научной базой данной парадигмы являются в основном
экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства,
управление персоналом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а
математическую основу составляют в основном теория вероятностей,
математическая статистика и т. п. Необходимо отметить, что модели,
использующие в качестве ос-, новы маркетинговую парадигму, являются достаточно
абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный
характер, что затрудняет получение простых аналитических решений. Примером
использования маркетинговой парадигмы за рубежом является LRP-система
(Logistics Requirements Planning) — система контроля входных, внутренних и
выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных
объединений и макрологистических структур. Система известна также под названием
«Supply Chain Management System» (система управления логистической цепью).
Сегодня многие хозяйственные организации
на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных
парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая
логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют
интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом
новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно
отнести следующие:
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
- новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
- радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.