Парадигмы логистики


Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюци­онного развития.  
К ним относятся: аналитическая; технологическая (информационная); маркетинговая;               интегральная.
1            Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный клас­сический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обра­щении. Характер­ной особенностью применения аналитической парадигмы является по­строение достаточно сложной экономико-математической модели, отра­жающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практиче­ское их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в ос­новном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большин­ства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.


Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно формулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стра­тегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач. При этом автоматизация всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной парадигмы. Практическим примером использования; технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP (Manufacturing Requirements/Resource Planning) / DRP (Distribution* Requirements/Resource Planning), применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям (более подробно; о системах речь будет идти в следующих главах). Однако логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Синтезируемая логистическая си­стема должна реализовать стратегическую цель фирмы — стратегию кон­куренции на рынке сбыта готовой продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и т. п. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персо­налом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а математическую осно­ву составляют в основном теория вероятностей, математическая статисти­ка и т. п. Необходимо отметить, что модели, использующие в качестве ос-, новы маркетинговую парадигму, являются достаточно абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный ха­рактер, что затрудняет получение простых аналитических решений. При­мером использования маркетинговой парадигмы за рубежом является LRP-система (Logistics Requirements Planning) — система контроля вход­ных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система известна также под названием «Supply Chain Manage­ment System» (система управления логистической цепью).
  
Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистичес­кая парадигма, которую большинство исследователей называют интег­ральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:  
  1.          новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегическо­го элемента в конкурентных возможностях фирмы;
  2.    новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
  3.      радикально изменившиеся технологические возможности, в частно­сти гибких производств и информационно-компьютерных технологий, ко­торые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
       Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time — точно в срок), TQM (Total Quality Management — всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др. На интегральной парадигме базировалось создание такой логистиче­ской системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) — интегрированной информационной системы, обслуживающей логистиче­ский канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистиче­ских систем и звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработ­ки сообщений в телекоммуникационных сетях. Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание ми­ровой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной про­граммы ООН по повышению эффективности мировой торговли (програм­ма UNCTAD 1995-2005 гг.).