
Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. В свою очередь, концепцией логистики называется система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Именно сочетание концепций логистики составляет уникальность этой науки.
Системный подход является основной концепцией логистики. Не случайно Ассоциация предпринимателей в промышленности США определила логистику как «системный подход к решению задачи оптимального управления материальными потоками».
Концепция общих затрат означает комплексную оценку затрачиваемых организацией ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы. Таким образом, концепция общих затрат основывается не на снижении затрат в отдельном звене логистической цепи, а на анализе издержек всех звеньев, причем по отдельным процедурам и операциям затраты могут быть увеличены, что приводит к снижению затрат по другим процедурам и операциям в большей степени.
На уровне логистической цепи, состоящей из самостоятельных организаций, трудности применения концепции общих затрат обусловлены сложностью согласования интересов разных предпринимателей. Однако эти преграды необходимо преодолевать прежде всего потому, что для потребителя очень важен минимум общих затрат производителей и распространителей. Это является условием снижения розничной цены, по которой он приобретает товар. Значительную часть в конечной цене товара составляет так называемая «цена перехода», то есть наценка, которую производит каждое звено в логистической цепи товародвижения. «Цена перехода» зависит не только от деятельности отдельной организации, но и от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т. д. Снижение «цены перехода» достигается путем комплексного подхода к оценке затрат на основе принципов логистики.
Концепция интеграции и координации вытекает из сущности основного объекта логистики – экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем. Координация действий и интеграция ресурсов необходимы в рамках каждой отдельно взятой организации, они являются основой логистической оптимизации ее деятельности. Однако внутрифирменная интеграция не может существенно влиять на факторы внешней среды. Максимальный эффект можно получить, оптимизируя потоки на всем их протяжении от начала производства до потребления товаров. Все звенья логистической цепи должны работать слаженно, как единая система. При этом должно координироваться движение всех видов потоков, не только материальных, но и информационных, финансовых, сервисных. Развитие интеграционных процессов возможно, если все участвующие в ней организации будут применять на практике базовый принцип совместной (интегрированной) деятельности, сформулированный Парето: хорошими являются те действия, в результате которых кому-нибудь стало лучше, если при этом никому не стало хуже.
Концепция управления цепью поставок представляет собой интеграцию фирмы со всеми фирмами в организации поставок (любая фирма является одновременно поставщиком и потребителем). Поставщики, потребители и фирмы, оказывающие логистические услуги (распределительные склады, транспортные компании), составляют единую цепь поставок и используют единый банк информации, разрабатывают единые планы, что позволяет превратить логистические каналы распределения в более эффективные и конкурентоспособные.
Концепция управления цепью поставок предусматривает четкое разделение понятий логистического канала распределения в цепи поставок. Главными и традиционными участниками этого канала являются производитель, оптовая и розничная торговля. Каждому из участников принадлежит товар, и они принимают на себя также риски, связанные с их статусом временных владельцев продукции.
Концепция компромиссов состоит в примирении конфликтных целей, позволяющем добиваться наиболее эффективного распределения ресурсов в логистической системе. Компромиссы в логистике рассматриваются как метод согласования экономических интересов участников логистического процесса для наиболее эффективного достижения общих целей. Оптимизация экономических потоков предполагает сквозную систему управления их движением, базирующуюся на учете интересов всех участников логистической цепи. Интересы структурных подразделений, а также разных организаций, как правило, различны и нередко противоположны. Например, торговый зал книжного магазина заинтересован в том, чтобы склад располагал запасами, гарантирующими бесперебойность поступления книг в продажу. Финансовый отдел заинтересован в снижении стоимости запасов, склад в сокращении запасов, снижающем объем его деятельности. Транспортная служба заинтересована в крупных партиях завозимой книжной продукции, улучшающих использование транспорта, но повышающих объем запасов. Специалист по логистике в этой ситуаций должен предложить компромиссное решение, стремясь найти и удержать оптимальный баланс качества обслуживания покупателей, затрат и запасов. Для этого выполняются многовариантные расчеты. Принимается тот вариант, который приносит наибольшую прибыль фирме в целом.
Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management TQM) означает обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для получения высокого качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям. Качество признано важнейшим фактором в конкурентной борьбе.
Концепция всеобщего управления качеством основана на участии в решении проблемы повышения качества всех работников фирм, занятых в производстве и продвижении товаров (услуг). Только такой подход поможет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей.
Рассмотрим основные принципы, на которых строится система всеобщего управления качеством.
1. Ориентация на потребителя организации зависят от потребителей их продукции (услуг) и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей. Организацией по существу управляют потребители (клиенты), так как они платят деньги. Менеджеры должны научиться слышать голоса потребителей и подчинять им управление фирмой, удовлетворять их требования и ожидания.
2. Взаимовыгодные отношения с поставщиками подобные отношения увеличивают возможности обеих сторон создавать ценности для потребителей.
3. Персонал фирмы это главная ценность, необходимо вовлекать работников всех уровней в процесс управления качеством.
4. Процессный подход качество требует постоянного и непрерывного улучшения. Управление качеством и необходимыми для этого ресурсами и действиями рассматривается как процесс.
5. Ориентация на факты, а не на ощущения и мнения, выработка критериев и показателей качества, стандартов качества.
Система международных стандартов качества ISO 9000 устанавливает общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, гарантирующей полное удовлетворение требований клиентов. Качество определяется как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности», а система качества как «совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством».
Для того чтобы система управления качеством эффективно работала в организации, необходимо:
- выстроить правильные отношения с потребителями;
- научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию установленного качества по приемлемой цене, последовательно шаг за шагом улучшая качество и снижая цены;
- создать соответствующую систему мотивации персонала;
- обучить персонал как профессиональным навыкам, так и методам управления качеством.
Концепция предотвращения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов. Примеров подоптимизации в бизнесе достаточно много. Тем не менее, возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эффективности функции как части общего логистического процесса. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса «стоимость/эффективность». Например, низкий тариф за перевозку тонны груза может оказаться неприемлемым для системы в целом, если перемещение грузов осуществляется в ущерб скорости и, особенно, надежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоящей упаковки. Пример 1. Заведующий складом фирмы принимает решение не оплачивать складским рабочим сверхурочное время для погрузки транспортных средств. Это решение направлено на снижение складских издержек, но может повлечь за собой рост общих затрат фирмы, потому что приводит к срыву графика поставок.
Пример 2. Отдел производства стремится минимизировать себестоимость единицы продукции. Для этого менеджер производства планирует организовать крупносерийное производство. С организацией последнего действительно снижается себестоимость единицы продукции, но возникает избыточный запас.
Концепция финансовых обменов. Вследствие замены функций распределения одни затраты увеличиваются, а другие — уменьшаются. Результатом должно быть уменьшение общих затрат.
Пример. Стремясь обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей компания Gillette начала использовать воздушный транспорт. После исследования системы распределения было выявлено, что проблема заключалась в медленной обработке заказов. Упрощение используемой документации позволило сократить время обработки заказов. Gillette возобновила использование относительно более дешевого автомобильного транспорта при сохранении достигнутого уровня выполнения графиков поставки. В результате относительного увеличения затрат на обработку заказов и сокращения затрат на перевозку общие затраты распределения уменьшились. Эти основные аспекты логистики, объединенные в процессе принятия управленческих решений, и образуют логистическую концепцию. Эта концепция уникальна не из-за выполняемых функций, так как каждая функция (перемещение продукции, складирование запасов и т. п.), рассматриваемая в отдельности или наряду с другими функциями, по сути дела не меняется. Уникальность логистики состоит в интеграции всех этих функций в единое целое, в стремлении минимизировать общие затраты распределения для требуемого уровня обслуживания потребителя. На сегодняшний день накоплен ценный опыт разработки комплексных целевых программ постановки и моделирования локальных и глобальных задач, относящихся к прерогативе макрологистики, в частности задач оптимального управления отраслями и регионами страны, закрепления потребителей за поставщиками, ассортиментной загрузки производства, размещения и оптимальной дислокации крупных складских комплексов и управления многономенклатурными запасами, комплексного использования различных видов транспорта в транспортных узлах и др. Широко известны за рубежом работы российских ученых в области системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики.