Транспортный комплекс Республики Беларусь

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Бела­русь объединяет пять важнейших подотраслей: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный транспорт и дорожное хозяйство. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Бела­русь объединяет пять важнейших видов транспортной деятельности: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный транспорт и дорожное хозяйство. В транспортном комплексе Республики Беларусь насчи­тывается на 1 января 2019 года 11,5 тыс. организаций всех форм собственности, бо­лее 102 тыс. км автомобильных дорог, 5,48 тыс. км железнодорожных путей общего пользования, а также порядка 12 тыс. км магистральных трубопроводов. Более 298,1 тыс. человек или 6,9% общей численности занятых в эконо­мике республики работало в 2018 г. в транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности.   
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность, удельный вес которой в ВВП составил 6,67% в 2018 г., не может не играть важной роли в экономике Беларуси. Данный вид экономической деятельности способствует развитию внешней торговли, обеспечивает значительные поступления в страну валюты за счет экспорта транспортных услуг и вносит вклад в платежный баланс страны. 
Доля валовой добавленной стоимости транспортной деятельности, складирования, почтовой и курьерской деятельности в ВВП национальной экономики за период 2010-2018 гг. приведена на рисунке.
 

По данным рисунка видно, что доля валовой добавленной стоимости транспортной деятельности, складирования, почтовой и курьерской деятельности в ВВП в постоянных ценах 2010 года не опускалась ниже 5% за исследуемый период. 
Рассмотрение транспортной деятельности, складирование, почтовой и курьерской деятельности предпринято рядом показателей, один из которых – это объем перевозок (пас­сажиров и грузов) или пассажирооборот и грузооборот (таблица 1).

Как свидетельствуют данные таблицы 1, представленные национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, объем перевозок грузов по видам транспорта с 2010 г. ежегодно сокращался и в 2016 г. составил 417 643 тыс. т.   
Объем перевозок грузов транспортом в 2018 году относительно 2017 года увеличился на 3,7%, в том числе автомобильным - на 2,7%, железнодорожным - на 7,4%. Объем грузооборота транспорта увеличился на 4,1%, объем пассажирооборота вырос на 3,4%.
В структуре перевозки грузов наибольшую долю в общем объеме грузов занимает трубопроводный транспорт (от 41 до 51%), затем железнодорожные перевозки (от 32 до 37%) и автомобильные перевозки (от 12 до 20%). Внутренний водный и воздушный транспорт в сумме занимают менее 1%. Динамика изменения грузооборота приведена на рисунке 2.
 

Снижения объемов перевозок грузов наблюдается по всем транспортным секторам, за исключением воздушного. В 2018 году по отношению к 2017 году объем перевозок грузов незначительно вырос. Доля грузовых автомобильных перевозок в общем их объёме в 2017-2018 гг. составила 34,74% и 34,23%, что по отношению к 2010 году меньше в 1,54 и 1,56 раз соответственно.
Резидентами Республики Беларусь в 2018 эксплуатировалось более 429 тыс. автомобильных транспортных средств и их количество постоянно растет, из них грузовых транспортных средств 268,43 тыс. единиц. Наибольшая численность грузовых транспортных средств пришлась на 2013 год, тогда как в 2018 году наблюдается их сокращение на 6% по отношению к 2013 году.
 

 Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность в ОКРБ 2011-005 представлена секцией H, где обобщены деятельность пассажирского и грузового железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта в регулярном и нерегулярном сообщении, трубопроводного транспорта, а также включает транспортную деятельность, такую как деятельность терминалов и мест стоянок, транспортную обработку грузов, их хранение, аренду транспортных средств и оборудования вместе с водителем или оператором, почтовую и курьерскую деятельность.  
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт. Всего в Бела­руси около 87,6 тыс. км дорог общего пользования (с твердым покры­тием) и около 200 тыс. км ведомственных (сельскохозяйственных, промышленных предприятий, лесных и др.), в том числе 10 тыс. км в городах и населённых пунктах. Плотность автомобильных дорог общего пользования составляет 422,1 км. на 1000 кв. м.территории и является самой высокой в СНГ (в ЕС в два раза выше — 906 км). За последние 10 лет сеть автомобильных дорог возросла в 1,6 раза С 2015 г. реализуется Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015—2019 гг. Ее основными задачами являются модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров; повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами; строительство обходов ряда городов; развитие сети местных дорог; строительство объектов придорожного сервиса.
Протяженность автомобильных дорог в Республике Беларусь непрерывно растет и повышается их категорийность.
В 2015—2016 г. г. завершен ряд значимых для развития транспортного комплекса инвестиционных проектов. Среди них — ввод в эксплуатацию второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска; реконструкция автомобильных дорог М-5 Минск-Го- мель, Р-23 Минск-Микашевичи, М-6 Минск-Гродно.

В течение 2016—2020 гг. запланировано реконструировать и по­строить 1158 км республиканских автомобильных дорог и 2213 пог. м мостов и путепроводов. К параметрам 1-й категории будут приве­дены 520 км республиканских трасс с доведением их до междуна­родных стандартов. К 2020 г. намечено выполнить капитальный ремонт 1600 км республиканских автодорог, 8200 пог. м мостов и путепроводов, текущий ремонт 7200 км и 6500 пог. м мостов и путепроводов. Будет осуществлена модернизация 2758 км авто­мобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5 т на одиночную ось.
В течение пяти лет предусмотрено увеличить протяженность республиканских автомобильных дорог с хорошим состоянием по сравнению с 2014 г. на 4972 км. На 520 км дорог будет повышен скоростной режим.
В Беларуси эксплуатируется 6 участков платных дорог, в общей сложности — 933 километра республиканских дорог. Наиболее про­тяженный участок — Брест — Минск — граница РФ. К 2020 г. про­тяженность платных магистралей составит в целом около 2 тыс. км.