Министерство
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь объединяет пять важнейших
подотраслей: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный транспорт и
дорожное хозяйство. Министерство
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь объединяет пять важнейших видов
транспортной деятельности: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный
транспорт и дорожное хозяйство. В транспортном комплексе Республики Беларусь
насчитывается на 1 января 2019 года 11,5 тыс. организаций всех форм
собственности, более 102 тыс. км автомобильных дорог, 5,48 тыс. км
железнодорожных путей общего пользования, а также порядка 12 тыс. км
магистральных трубопроводов. Более 298,1 тыс. человек или 6,9% общей
численности занятых в экономике республики работало в 2018 г. в транспортной
деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности.
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и
курьерская деятельность, удельный вес которой в ВВП составил 6,67% в 2018 г., не
может не играть важной роли в экономике Беларуси. Данный вид экономической
деятельности способствует развитию внешней торговли, обеспечивает значительные
поступления в страну валюты за счет экспорта транспортных услуг и вносит вклад
в платежный баланс страны.
Доля валовой добавленной стоимости транспортной
деятельности, складирования, почтовой и курьерской деятельности в ВВП
национальной экономики за период 2010-2018 гг. приведена на рисунке.
По данным рисунка видно, что доля валовой добавленной стоимости транспортной деятельности,
складирования, почтовой и курьерской деятельности в ВВП в постоянных ценах 2010
года не опускалась ниже 5% за исследуемый период.
Рассмотрение
транспортной деятельности, складирование, почтовой и курьерской деятельности предпринято
рядом показателей, один из которых – это объем перевозок (пассажиров и грузов)
или пассажирооборот и грузооборот (таблица 1).
Как свидетельствуют
данные таблицы 1, представленные национальным статистическим комитетом
Республики Беларусь, объем перевозок грузов по видам транспорта с 2010 г.
ежегодно сокращался и в 2016 г. составил 417 643 тыс. т.
Объем перевозок
грузов транспортом в 2018 году относительно 2017 года увеличился на 3,7%, в том
числе автомобильным - на 2,7%, железнодорожным - на 7,4%. Объем грузооборота
транспорта увеличился на 4,1%, объем пассажирооборота вырос на 3,4%.
В структуре перевозки
грузов наибольшую долю в общем объеме грузов занимает трубопроводный транспорт
(от 41 до 51%), затем железнодорожные перевозки (от 32 до 37%) и автомобильные
перевозки (от 12 до 20%). Внутренний водный и воздушный транспорт в сумме
занимают менее 1%. Динамика изменения грузооборота приведена на рисунке 2.
Снижения объемов
перевозок грузов наблюдается по всем транспортным секторам, за исключением
воздушного. В 2018 году по отношению к 2017 году объем перевозок грузов незначительно
вырос. Доля грузовых автомобильных перевозок в общем их объёме в 2017-2018 гг.
составила 34,74% и 34,23%, что по отношению к 2010 году меньше в 1,54 и 1,56
раз соответственно.
Резидентами Республики Беларусь в 2018
эксплуатировалось более 429 тыс. автомобильных транспортных средств и их
количество постоянно растет, из них грузовых транспортных средств 268,43 тыс.
единиц. Наибольшая численность грузовых транспортных средств пришлась на 2013
год, тогда как в 2018 году наблюдается их сокращение на 6% по отношению к 2013
году.
Транспортная деятельность,
складирование, почтовая и курьерская деятельность в ОКРБ 2011-005 представлена
секцией H, где обобщены деятельность пассажирского и грузового
железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта в регулярном
и нерегулярном сообщении, трубопроводного транспорта, а также включает
транспортную деятельность, такую как деятельность терминалов и мест стоянок,
транспортную обработку грузов, их хранение, аренду транспортных средств и
оборудования вместе с водителем или оператором, почтовую и курьерскую
деятельность.
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт. Всего в Беларуси около 87,6 тыс. км дорог
общего пользования (с твердым покрытием) и около 200 тыс. км ведомственных
(сельскохозяйственных, промышленных предприятий, лесных и др.), в том числе 10
тыс. км в городах и населённых пунктах. Плотность автомобильных дорог общего
пользования составляет 422,1 км. на 1000 кв. м.территории и является самой
высокой в СНГ (в ЕС в два раза выше — 906 км). За последние 10 лет сеть
автомобильных дорог возросла в 1,6 раза С 2015 г. реализуется Государственная
программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на
2015—2019 гг. Ее основными задачами являются модернизация дорог на всех
направлениях международных транспортных коридоров; повышение технического
уровня республиканских дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами;
строительство обходов ряда городов; развитие сети местных дорог; строительство
объектов придорожного сервиса.
Протяженность автомобильных дорог в
Республике Беларусь непрерывно растет и повышается их
категорийность.
В 2015—2016 г. г. завершен ряд значимых
для развития транспортного комплекса инвестиционных проектов. Среди них — ввод
в эксплуатацию второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска;
реконструкция автомобильных дорог М-5 Минск-Го- мель, Р-23 Минск-Микашевичи,
М-6 Минск-Гродно.
В течение 2016—2020
гг. запланировано реконструировать и построить 1158 км республиканских
автомобильных дорог и 2213 пог. м мостов и путепроводов. К параметрам 1-й
категории будут приведены 520 км республиканских трасс с доведением их до
международных стандартов. К 2020 г. намечено выполнить капитальный ремонт 1600
км республиканских автодорог, 8200 пог. м мостов и путепроводов, текущий ремонт
7200 км и 6500 пог. м мостов и путепроводов. Будет осуществлена модернизация
2758 км автомобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5 т на
одиночную ось.
В
течение пяти лет предусмотрено увеличить протяженность республиканских автомобильных
дорог с хорошим состоянием по сравнению с 2014 г. на 4972 км. На 520 км дорог
будет повышен скоростной режим.
В
Беларуси эксплуатируется 6 участков платных дорог, в общей сложности — 933
километра республиканских дорог. Наиболее протяженный участок — Брест — Минск
— граница РФ. К 2020 г. протяженность платных магистралей составит в целом
около 2 тыс. км.