Экономическая сущность грузовых тарифов и их определение

Расчеты за услуги транспортных организаций, осуществляются с помощью транспортных тарифов.   Они включают в себя:
- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правила исчисления плат и сборов.
Тарифы являются формой цены на  транспорт. Их построение должно обеспечивать:
1) транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
2) покупателю транспортных услуг  -  возможность покрытия транспортных расходов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Кратко их охарактеризуем.
На ж/д транспорте используют:
1)общие,
2) исключительные.
3) льготные
4) местные тарифы.
Общие тарифы-  это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Льготные тарифы     применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Исключительными      тарифами     называются те, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Распространяются на конкретные грузы, влияют на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах.
Основные факторы,  от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.
Вид отправки. Груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной - весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой -  весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.
Скорость перевозки. Груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние -  при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние - в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. Груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа.или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза - фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.
На автомобильном транспорте используют следующие виды тарифов:
1) сдельные   на перевозку грузов;
2) тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов
3) тарифы за  повременное пользование грузовыми автомобилями;
4) тарифы   из по километрового расчета
5) тарифы за перегон  подвижного состава
6) договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
- расстояние перевозки;
- масса груза;
- объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля
- грузоподъемность автомобиля;
-  общий пробег;
-  время использования автомобиля;
- тип автомобиля;
- район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами  самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.
Фрахтовый рынок - рынок продукции судоходства. Международный характер торгового мореплавания и широкое международное разделение труда привели к объединению ранее существовавших изолированных друг от друга местных фрахтовых рынков в мировой фрахтовый рынок.