Рейтинговый метод выбора поставщиков

     Традиционно используется такая последовательность оценки (определения рейтинга) поставщиков.

1. Установление перечня критериев, с учетом которых будет осуществляться сравнительная оценка поставщиков.
Как показывает практика, потребители используют обычно три основных критерия:
- цена продукции или услуг;
- качество продукции (обслуживания);
- надежность поставки (обслуживания).
Кроме основных критериев, используют и другие:
- условия платежа;
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- организацию управления качеством продукции у поставщика;
- и др.
2. Установление весовых значений по каждому критерию.
Вес критерия показывает значимость того или иного критерия (показателя) для организации. Так, наиболее значимому для организации критерию должно быть присвоено максимальное весовое значение. Сумма весовых значений по выбранному перечню критериев должна быть равна единице.
Весовые значения по каждому критерию определяются опытными специалистами (экспертами).
3. Сравнительная оценка поставщиков по каждому из выбранных критериев.
На основании собранной информации о поставщиках осуществляется их оценка друг относительно друга обычно по 10-балльной шкале. Хотя может быть выбрана и 100-балльная шкала, например, при большом числе сравниваемых поставщиков.
Оценка должна производиться опытными специалистами (экспертами).
4. Расчет рейтинга поставщика.
Рейтинг поставщика (Рп) определяется суммированием произведений веса критерия на оценку поставщика по соответствующему критерию в разрезе всего перечня критериев:
где n – количество критериев, по которым производится оценка поставщиков;
ω – весовое значение i-го критерия 
Бi – балльная оценка поставщика по i-му критерию.
5. Выбор поставщика.
Из всех поставщиков выбирается тот, который обладает наилучшим рейтингом.
Пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что организации необходимо закупить товар, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев устанавливается так же, как и значимость первого критерия, экспертным путем сотрудниками службы закупок . 

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Следует подчеркнуть, что подобная методика определения рейтинга поставщиков во многом носит субъективный характер. Так, например, если максимальная цена отличается от минимальной на 20 %, оценки по десятибалльной шкале могут отличаться в два раза и более. В этой связи при выборе поставщика важно провести анализ цены по пути от места отправки товара до его поступления к потребителю, тем самым более объективно оценивая поставщиков по «стоимости продукции» - важнейшему показателю.