Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Дополнительные транспортные затраты связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др.
Вид транспорта
|
Постоянные издержки
|
Переменные издержки
|
Железнодорожный
|
Высокие (содержание инфраструктуры косвенно ложится на перевозчика)
|
Низкие (за счет больших масштабов перевозок и экономичности расхода
топлива на единицу груза)
|
Автомобильный
|
Низкие (ремонт дорог за счет бюджетных средств, амортизация и ремонт
автомобиля)
|
Средние (расход топлива относительно большой, масштаб перевозок
маленький)
|
Водный (морской, речной)
|
Средние (амортизация судов и их обслуживание)
|
Низкие (за счет масштабов перевозок)
|
Трубопроводный
|
Большие (плата за строительство, землю)
|
Низкие — самый низкий уровень (электричество насосных станций,
обслуживание трубопровода)
|
Воздушный
|
Средние (инфраструктура аэропортов, амортизация самолетов)
|
Высокие (большой расход топлива, маленький масштаб перевозок,
дорогостоящее техобслуживание)
|
Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю, включают:
• расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);
• расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;
• оплату тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;
• оплату тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;
• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
• оплату страхования груза при доставке;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;
• расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;
• расходы по выгрузке груза в пункте назначения;
• расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.
К основным направлениям снижения затрат на перевозки относят:
• снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза топлива в страну или вывоза из страны;
• снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;
• снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
• повышение производительности труда.
В затраты по завозу продукции входят:
• оплата тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;
• сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);
• оплата транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;
• затраты на содержание собственного транспорта. Затраты по отправке продукции охватывают:
• расходы по оборудованию транспортных средств;
• расходы по переадресовке грузов;
• сборы транспортных организаций;
• расходы по оплате счетов сторонних организаций;
• расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.