Информационные технологии – совокупность методов,
производственных и прогpаммно-технологических средств, объединенных в
технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и
распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования
информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.
Исследования логистических процессов,
проводившиеся в научных центрах развитых стран, свидетельствуют о том, что
главные направления развития логистических систем в ближайшие годы будут тесно
связаны с компьютерными технологиями. Рассмотрим основные направления развития
информационных технологий.

Интернет-технологии: поисковые системы
(Rambler, Yahoo), информационные серверы(Web-cepвepИКС МИР), интерактивные
магазины, браузеры (browseгs) – программы, позволяющие находить и просматривать
гипертекстовые документы, помещенные в Сети, на компьютере пользователя
(Мicrosоft Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat),
программы для общения (ICQ, IPhone) и др.
Технология электронного
обмена данными (EDI– Electronic Data Interchange)
позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых
электронных документов и интегрировать их с
действующими бизнес-приложениями.Технология EDI появилась для того, чтобы
преодолеть недостатки, присущие процессу традиционного обмена документами в
логистике, который, к сожалению, для российской экономики пока еще является
весьма распространенным. К ним можно отнести: долгий цикл
получения/подтверждения заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый
процесс согласования изменений в заказе; высокую стоимость за счет
необходимости постоянных телефонных перегoворов и уточнений, длительное
выставление счета.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электронного
документа,
предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий
идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие
искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный
ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и
имеет правовой статус документа.
Маркировка – нанесение знаков,
надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов
перевозки, обработки и хранения для повышения эффективности товародвижения
продукции, обеспечения ее безопасности, качества, соответствия стандартам и
международным нормам, а также более эффективного контроля состояния на всех
стадиях логистической цепи. Носители маркировки подразделяются на
этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки, контрольные ленты, клейма,
штампы и др. По своей структуре маркировка обычно включает три элемента:
краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные
знаки. Текст маркировки несет
в себе информацию по использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления
с идентификацией продукта по стране,фирме-производителю.Рисунок не является обязательным элементом маркировки, его
нанесение преследует, как правило, выполнение мотивационной и эмоциональной
функций и значительно реже идентификационных и информационных. Цельусловных обозначений – идентифицировать
товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных товаров. Они включают
в себя: товарные знаки, знаки наименования и происхождения товара
манипуляционные знаки, экологические знаки, предупредительные знаки, знаки
опасности, штриховое кодирование, идентифицирующие и информационные знаки,
размерные знаки, эксплуатационные знаки, компонентные знаки.
Компонентные
знаки формируют достаточно обширный перечень условных обозначений маркировок,
предназначенных для информации: о применяемых пищевых добавках – «индекс Е»,
химическом составе товара – краски, лаки, металлы, шпатлевки и пр.
Размерные
знаки введены для обозначения конкретных физических величин, определяющих
количественные параметры товара: массу, вес, объем, длину и пр.
Эксплуатационные
маркированные знаки предназначены для информации потребителя о правилах эксплуатации, монтажа,
наладки и ухода за потребительскими товарами.
Предупредительные
знаки маркировки предназначены для обеспечения безопасности потребителя, товаров и
сохранения окружающей среды при перевозке, хранении и использовании
потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на
выполнение обязательных действий по предупреждению опасности.
Экологические маркированные знаки (экомаркировка)
– комплекс знаков,
предназначенных для информации потребителей об экологической чистоте
потребительских товаров или экологически безопасных способах их применения,
эксплуатации или утилизации.
Манипуляционные
знаки формируют комплекс условных обозначений, предназначенных для информации о
способах обращения (хранения, складирования, перевозки,погрузки-выгрузкии др.)
с грузами (тарой) и товарами. Манипуляционные знаки (предупредительные
надписи), указывающие на способы обращения с грузом, наносят на каждое грузовое
место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.
Технологии бесконтактной идентификации– технические средства,
организационные мероприятия, последовательность действий, обеспечивающие
распознавание и регистрация объектов и прав, ввод этой информации в компьютер
без использования клавиатуры в режиме реального времени. В настоящее время
известен ряд технологий бесконтактной идентификации, среди них:
- карточные технологии – на основе магнитной
полосы,смарт-карты(с интегральной микросхемой для хранения информации),
оптической карты;
-биометрические
технологии, например, распознавание подписи, доступ к
персональным компьютерам и сетям;
-технологии
штрихового кодирования – для эффективного учета движения
материальный ценностей каждому товару присваивают уникальный код и обеспечивают
его быстрое считывание при минимальных ошибках.
Штриховой код (ШК) – это символ,
состоящий из рисунка полос (штрихов) и пространства между ними (пробелов),
отображающий машинный код букв и чисел в двоичной системе. Технология
сканирования ШК обеспечивает преобразование изображения кода в компьютерные
данные. Сегодня на отечественном рынке торгового оборудования предлагается
более 100 моделей и модификаций разнообразных устройств считывания ШК разных
производителей:
простейшие сканеры контактного действия, которыми надо
дoтронуться или провести по ШК;
мобильные ручные терминалы сбора данных, которые, как правило,
имеют встроенный лазерный сканер, способный считывать ШК на расстоянии;
настольные устройства (или встраиваемые в
стол);
Технологии
радиочастотной идентификации (RFID технологии, Radio Frequency
ldentification) – микросхема RFID передает информацию в радиодиапазоне на устройство
считывания или сканер. Традиционные печатные ШК обычно считываются лазерным
сканером, которому для определения и извлечения информации требуется прямая
видимость. При использовании технологии RFID сканер может считать
закодированную информацию, даже когда бирка с ней скрыта, например, встроена в
корпус изделия или вшита в одежду. RFID-технологииобеспечивают электронный
контроль доступа и перемещений персонала на территории предприятий и складов;
выдачу и перемещение товаров и материальных ценностей, контроль, защиту дорогих
изделий на складах и в магазинах; защиту и сигнализацию на транспортных
средствах и мн. др;
Международная система автоматической
идентификации EAN UCC
применяется для идентификации единиц учета уникальным глобальным
идентификационным номером товара GTIN
(Global Trade Item Number). Номер GTIN отображается на упаковке товаров
в виде штрихового кода международной системы кодированияEAN/UCC–13.Основными
составляющими системы EAN UCC наряду с GTIN являются кодSSCC-18и глобальный
идентификационный номер EAN/UCC GLN.Код
SSCC18 применяется в логистических операциях и является уникальным
идентификатором на всех этапах контроля передвижения грузовой отправки. Он
используется всеми сторонами, участвующими в транспортировке, в качестве
уникальной ссылки на подробную информацию о грузе, хранимую в перевозочном
документе (компьютерном файле). Глобальный идентификационный номерEAN/UCC GLN (Global Location Number) представляет
собой13-разрядныйцифровой код (номер) предназначенный для идентификации
предприятий, функциональных подразделений, физических местоположений. Он не
несет в себе содержательной информации, а представляет собой ссылку на данные,
хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру EAN/UCC GLN в
базе данных при необходимости можно быстро отыскать более подробную
информацию о предприятии (организации) или подразделении, например, юридический
и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и управляющих,
xapaктеристики складских помещений и т.д. Глобальный идентификационный номер
GLN используется в системах электронного обмена данными EDI, где требуется
точное обозначение адресатов сообщений, участников коммерческих транзакций и их
местоположения. Использование кодовых обозначений вместо полных наименований
является ключевым условием работы системы
EDI;
Сеть EPCglobal Network предположительно
должна стать основой глобальной цепи управления поставок будущего. Сегодня
EPCglobal – это совместное некоммерческое предприятие, которое основали
международная ассоциация товарной нумерации, EAN Intemational и американский
совет по унифицированному коду, UCC. Задача EPCglobal
состоит в разработке и продвижении
стандартов для всех составляющих сети EPCglobal Network, к которым относятся: система
нумерации ЕРС; радиочастотные метки, считывающие устройства, протоколы
взаимодействия; управление событиями в реальном времени, архитектура сети и др.
Цель проводимой EPCglobal стандартизации состоит в разработке технических
спецификаций и стандартов, с помощью которых пользователи, представляющие
широкий круг отраслей промышленности, смогут повысить эффективность своих
операций в цепях поставок. Цель создания сети EPCglobal Network заключается в
том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентификацию товаров и обмен
информацией о них в цепи поставок;
Системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) (PMR–
Pгofessional Моbile Radio) – системы двусторонней сухопутной подвижной
радиосвязи, использующие диапазон ультракоротких волн (УКВ). Сети ПМР
используются огpаниченными гpуппами пользователей, объединенными по
профессиональному признаку.
Это могут быть сeти оперативного,
диспетчерского, административно-хозяйственного,производственнотехнологического
и т.п. назначения. Они используются транспортными и производственными
предприятиями, силовыми структурами и т.д. Именно поэтому сети ПМР часто
называют ведомственными и корпоративными сетями радиосвязи;
Системы сотовой связи. Заложенные
в основу различных стандартов сотовой связи технические принципы их построения
позволяют решать с их помощью задачи местоопределения абонентов. Эта услуга
представляет особый интерес для таких пользователей, как: курьерские службы и
службы посыльных, грузоотправители и перевозчики; торговые и сервисные
компании, компании, занимающиеся прокатом автомобилей и др.;
Спутниковые технологии –
спутниковые системы связи (ССС), спутниковые радионавигационные системы (СРНС)
и диспетчерские системы коммерческого управления транспортом (ДСКУТ). Многие
логистические компании оснащают свои транспортные средства приемниками
спутниковых радионавига-ционныхсистемGРS (Global Positioning System) илиГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система),
благодаря которым они сами, будучи за тысячи километров, могут контролировать
перемещение гpузов их клиентов по земному шару и предоставлять клиентам такую
возможность, например, наWеb-сайтев режиме реального времени. Эти технологии
используются в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного
транспорта, мониторинг и управление дальними транспортными и грузовыми
перевозки, связь и навигация на железнодорожном транспорте, обеспечение
деятельности различных служб в чрезвычайных ситуациях и др. Спутниковая система
ДСКУТ для автомобильногo транспорта Euteltracs обеспечивает высоконадежную и
удобную двустороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями в
любой точке европейского континента в любое время суток, а также постоянное
наблюдение за их движением по карте автодорог на экране компьютера и
телеметрический контроль состояния гpуза.
ИТ-аутсорсинг (IT outsourcing) – это
передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных
информационных ресурсов внешней фирме:
-внутренний
аутсорсинг – оказание
услуг на территории поставщика,с использованием eгo инфраструктуры и персонала.
Иногда клиенту требуется расширить бизнес в регионах, а управление удаленными
офисами задача с точки зрения ИТ довольно трудоемкая: это и подбор кадров, и
контроль за ними. Крупная компания-провайдер,имеющая либо широкую филиальную
сеть, либо сеть субподрядчиков, имеет возможность решать эти вопросы клиента
путем внутреннего аутсорсинга. Это обслуживание практически любого
компьютерного оборудования и предоставление ИТ-персонала;
-внешний аутсорсинг –
это оказание заказчику трех типов услуг на eгo территории:
1)аренда
приложений, размещаемых на площадке IT компании, например, офисные
приложения или системы типа ERP, CRM. Этот вид услуг пользуется сегодня спросом
в основном у средних компаний с высокой степенью востребованности
информационных ресурсов и технологий, например, у торговых фирм с развитой
филиальной сетью;
2)предоставление в аренду
инфраструктуры с высокой степенью защиты, с
мощными каналами связи, обеспечивающими бесперебойную работу системы. На
сегодняшний день это один из наиболее популярных видов ayтсорсинга, востребованный
компаниями, имеющими крупные Интернет-проекты,являющиеся инструментом
бизнеса (например, платежные системы, онлайновые магазины);
3)корпоративный
ayтcopсинг, связанный с размещением вdаtа-центревсей информационной
системы заказчика целиком либо значительных ее частей. Провайдер размещает у
себя систему, обеспечивает ее безопасность, резервирование данных (возможно,
и резервирование всей системы целиком), у клиента же расположены только
рабочие места. Этой услугой интересуются в основном финансовые компании и
компании, сильно разветвленные географически.
Использование WMS (Warehouse Management
System) для управления складом – аппаратно-программный комплекс, позволяющий эффективно
управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие
между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной
функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи,
стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты
движения погpузочно-транспортного оборудования, и выдавая сигнал
складскому персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу.
Решения, предлагаемые такими фирмами, как Microsoft, Oгac1e и SAP, являются
привлекательными для автоматизации «с нуля», поскольку это не просто WMS, а
WMS, интегpированные в ЕRР-системы.
MRP (Materials Requirement Planning –
планирование потребностей в материалах), MRP II (Manufacturing Resource
Planning – управление производственными ресурсами), ERP (Enterprise Resource
Planning– управление ресурсами предприятия)– технологии
планирования и управления ресурсами предприятия различного уровня охвата
(задачи планирования и управления производством, материальнотехническим
снабжением, финансовыми ресурсами и др.).
CALS (Continuous Acqusition and Life cусlе
Support – непрерывные развитие и поддержка жизненного цикла продукции) – это интегрированная
информационная система, поддерживающая весь жизненный цикл изделия,
который включает следующие стадии: маркетинг; проектирование и разработка
продукции; планирование и разработка процессов; закупки материалов и
комплектующих; производство или предоставление услуг; упаковка и хранение;
реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и сервисное
обслуживание; послепродажная деятельность или эксплуатация; утилизация и
переработка в конце полезного срока службы. Эта технология развивает ERP путем обеспечения
взаимодействия с заказчиками, с поставщиками, послепродажного сопровождения
изделия, непрерывного совершенствования бизнес-процессов (Business
Processes Reengineering), управления проектами и заданиями (Project Management/
Workflow Management), управления качеством (Quality Management),
интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic) и т.д. Сегодня
концепция CALS превратилась в глобальную стратегию повышения
эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и
совместного использования информации на всех этапах жизненного цикла продукции.
Компьютерное моделирование различных
проектов для предупреждения неэффективного привлечения капиталов (например, в сферу
запасов), неудачного размещения складов либо выбора их структуры с позиций
потенциала, интенсивности использования.