История городского пассажирского транспорта

Как известно, транспорт общего пользования появился еще в первой половине 19 столетия. Помимо услуг частных извозчиков наши прапрадедушки и прапрабабушки пользовались также омнибусами (в переводе с латыни – «для всех»). Так назывались многоместные конные экипажи с открытой площадкой и сиденьями на крыше кареты.
              С 1887 года в Минске стали осуществляться регулярные маршрутные пассажирские перевозки. Годы шли, и Минск из относительно небольшого городка превращался в настоящую столицу. К концу века в Минске было два вокзала, с которых отправлялся конно-рельсовый транспорт – Брестский –Московско-Брестской железной дороги (на месте нынешней станции «Товарная») и Виленский – Либаво-Роменский (на Привокзальной площади). К 1910 году услугами конки пользовались жители 24 городов.
            Минск дольше других городов «удержал» конку: окончательно в прошлое она ушла только в марте 1928 года, когда уже вовсю ходили автобусы. В Минске автобус впервые начал развозить пассажиров 23 октября 1924 года. 13 октября 1929 года в Минске состоялось открытие трамвайного движения. С первых же дней трамваи перевозили ежедневно по 18-19 тысяч пассажиров. К концу 1934 года парк имел 56 вагонов. На одного жителя города приходилось 280 поездок в год (к тому времени население Минска достигло 189 тысяч человек). В 1939 году общая длина эксплуатационных путей минского трамвая в одноколейном исчислении составляла 36,8 километра, парк состоял из 70 пассажирских вагонов. Во время Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство было разрушено и разорено. Почти весь автобусный парк подвижного состава Белгостранса был уничтожен немецкими оккупантами. В 1946 году парк состоял из 17 трофейных автобусов и четырех ЗИС-154.

В феврале 1947 года образован Минский автобусно-таксомоторный парк. Автобусов тогда насчитывалось немногим более 40. В штат парка входило 37 водителей, 18 кондукторов, 11 ремонтных рабочих и 10 инженерно-технических работников.
С 1948 года парк начал пополняться новыми автобусами марок ГАЗ и ЗИС. ЗИС-154 выпускался на московском автозаводе в течение 1946–1949 годов. Это первый отечественный серийный городской автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. В ноябре 1949 года Совет Министров БССР принял постановление о строительстве в Минске троллейбусной линии. 19 сентября 1952 года по минским улицам отправился первый троллейбус – вступила в строй первая очередь троллейбусной линии от пассажирского вокзала до Круглой площади. Ее общая протяженность по маршрутному кольцу составила более 6 километров. В день открытия в рейс вышли 5 машин.

В середине 1960-х годов в четырех крупнейших городах страны, в том
числе и в Минске, открылись постоянные представительства венгерской фирмы «Могюрт-Икарус». С появлением на минских улицах «Икарусов» транспортная ситуация в городе резко изменилась. Главное преимущество венгерских автобусов – большая вместимость. 
В 1976 году был введен единый проездной разовый талон на два вида транспорта – автобус и троллейбус – стоимостью 4 копейки. По просьбе населения и транспортных организаций Совет Министров БССР установил дополнительно три разновидности месячных билетов: автобус–троллейбус, автобус–трамвай, троллейбус–трамвай.  В 1974 году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Минске метрополитена. Семь лет строилась первая очередь первой линии – 8,6 километра, 9 станций. Вагоны получали из Москвы и Ленинграда. В июне 1984 года первый поезд прошел от «Площади Ленина» до «Московской» – от начала до конца сданного в эксплуатацию участка. Через два с половиной года вступил в строй новый участок: 1,6 километра рельсов соединили станцию «Московскую» со станцией «Восток».
Источник: http://www.minsktrans.by/ru/about/history.html
             Сайт государственного предприятия "Минсктранс"