Как известно, транспорт общего пользования
появился еще в первой половине 19 столетия. Помимо услуг частных извозчиков
наши прапрадедушки и прапрабабушки пользовались также омнибусами (в переводе с
латыни – «для всех»). Так назывались многоместные конные экипажи с открытой
площадкой и сиденьями на крыше кареты.
Минск дольше других городов «удержал» конку:
окончательно в прошлое она ушла только в марте 1928 года, когда уже вовсю
ходили автобусы. В
Минске автобус впервые начал развозить пассажиров 23 октября 1924 года. 13
октября 1929 года в Минске состоялось открытие трамвайного движения. С первых же дней трамваи перевозили
ежедневно по 18-19 тысяч пассажиров. К концу 1934 года парк имел 56 вагонов. На
одного жителя города приходилось 280 поездок в год (к тому времени население
Минска достигло 189 тысяч человек). В 1939 году общая длина эксплуатационных
путей минского трамвая в одноколейном исчислении составляла 36,8 километра,
парк состоял из 70 пассажирских вагонов. Во время Великой Отечественной войны
трамвайное хозяйство было разрушено и разорено. Почти весь автобусный парк
подвижного состава Белгостранса был уничтожен немецкими оккупантами. В 1946
году парк состоял из 17 трофейных автобусов и четырех ЗИС-154.
В
феврале 1947 года образован Минский
автобусно-таксомоторный парк. Автобусов тогда насчитывалось немногим
более 40. В штат парка входило 37 водителей, 18 кондукторов, 11 ремонтных
рабочих и 10 инженерно-технических работников.
С
1948 года парк начал пополняться новыми автобусами марок ГАЗ и ЗИС. ЗИС-154
выпускался на московском автозаводе в течение 1946–1949 годов. Это первый
отечественный серийный городской автобус с цельнометаллическим кузовом
вагонного типа. В
ноябре 1949 года Совет Министров БССР принял постановление о строительстве в
Минске троллейбусной линии. 19
сентября 1952 года по минским улицам отправился первый троллейбус – вступила в
строй первая очередь троллейбусной линии от пассажирского вокзала до Круглой
площади. Ее общая протяженность по маршрутному кольцу составила более 6
километров. В день открытия в рейс вышли 5 машин.
В
середине 1960-х годов в четырех крупнейших городах страны, в том
числе и в Минске,
открылись постоянные представительства венгерской фирмы «Могюрт-Икарус». С
появлением на минских улицах «Икарусов» транспортная ситуация в городе резко
изменилась. Главное преимущество венгерских автобусов – большая вместимость.
В
1976 году был введен единый проездной разовый талон на два вида транспорта –
автобус и троллейбус – стоимостью 4 копейки. По просьбе населения и
транспортных организаций Совет Министров БССР установил дополнительно три разновидности
месячных билетов: автобус–троллейбус, автобус–трамвай, троллейбус–трамвай. В 1974 году Совет
Министров СССР принял постановление о строительстве в Минске метрополитена.
Семь лет строилась первая очередь первой линии – 8,6 километра, 9 станций.
Вагоны получали из Москвы и Ленинграда. В июне 1984 года первый поезд прошел от
«Площади Ленина» до «Московской» – от начала до конца сданного в эксплуатацию
участка. Через два с половиной года вступил в строй новый участок: 1,6 километра
рельсов соединили станцию «Московскую» со станцией «Восток».
Источник: http://www.minsktrans.by/ru/about/history.html
Сайт государственного предприятия "Минсктранс"