Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными организациями или внутри одной организации.
Материальный поток – это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Материальный поток представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальные ценности, к которым применяются виды логистической деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).
Материальный поток, проходя через логистический цикл:
- на стадии закупок состоит из исходного сырья и материалов;
- в процессе производства трансформируется в незавершенное производство,
- которое на выходе из сферы производства преобразуется в готовую продукцию;
- попадая в сферу распределения, материальный поток становится товарным потоком;
- наконец, в сфере потребления товарный поток представляет собой поток предметов потребления.
Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся в организации, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование организации.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:
- номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, масса брутто, масса нетто);
- физико-химические характеристики груза (удельный вес, плотность, теплопроводность);
- характеристики тары (упаковки);
- условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
- условия транспортировки и страхования грузов;
- финансовые (ценовые, стоимостные) характеристики и др.
С позиций теоретико-аналитических методов исследования в логистике материальный поток характеризуется следующими показателями:
- наименование материальных ресурсов;
- количество материальных ресурсов;
- начальный пункт;
- конечный пункт;
- траектория пути;
- длина пути;
- время (срок выполнения заказа).
Основные динамические параметры материального потока.
1. Скорость перемещения (v) характеризует путь (S) пройденный материальным потоком за определенный отрезок времени (Δt):
v = S / Δt.
2. Скорость доставки (vд) характеризует общую массу (M) или объем (V) материального потока, доставляемого в конкретную точку потребления за определенный отрезок времени (Δt):
vд = M / Δt.
3. Интенсивность доставки (Iд) – это отношение общей массы (М) или объема (V) доставляемого материального потока в конкретную точку потребления к обусловленному отрезку пути (ΔS):
Iд = M / ΔS.
4. Время доставки (t) – это отношение пути (S), который проходит материальный поток из начальной до конечной точки потребления, к скорости перемещения материального потока (v):
t = S / v.
5. Длина пути (L) – путь, проходимый материальным потоком от начальной до конечной точки, измеряемый единицами длины.
Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материальных ресурсов, к числу которых относятся:
- наименование материальных ресурсов;
- количество материальных ресурсов;
- начальная точка (выбор поставщика);
- конечная точка (выбор потребителя);
- время (срок выполнения заказа).
Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, однако при этом они могут и отставать, и опережать перемещение материальных ресурсов. Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении – сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых ресурсов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения.
Информационные потоки в логистике классифицируют по следующим признакам.
1. По отношению к логистической системе, связанной с потоком:
- горизонтальный информационный поток, относящийся только к одному уровню иерархии логистической системы;
- вертикальный информационный поток, движущийся от самого верхнего уровня логистической системы, до нижнего.
2. По месту прохождения:
- внешний информационный поток, движущийся между логистической системой и внешней средой;
- внутренний информационный поток, циркулирующий внутри логистической системы или ее элемента.
3. По направлению к логистической системе:
- входящий;
- исходящий.
4. По типу носителя информации:
- на электронных носителях;
- на бумажных носителях.
5. По назначению:
- управляющие;
- учетно-аналитические;
- нормативно-справочные;
- вспомогательные.
Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т. д. Управление информационным потоком включает изменение направления потока и ограничение его параметров.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанных с материальными или информационными потоками в рамках логистической системы.
Финансовые потоки классифицируют по следующим признакам.
1. По назначению:
- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
- инвестиционные финансовые потоки;
- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
- финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат и результатов в процессе производственной деятельности организации.
2. В зависимости от применяемых форм расчетов различают:
- наличные финансовые потоки, характеризующие движение наличных денежных средств;
- безналичные финансовые потоки, обусловленные движением безналичных денежных средств.
3. По видам хозяйственных связей выделяют:
- горизонтальные финансовые потоки, которые отражают движение финансовых средств между логистическими партнерами;
- вертикальные финансовые потоки, характеризующие движение финансовых ресурсов между подразделениями фирмы или между материнской и дочерними компаниями.
При организации финансовых потоков в логистической системе основной акцент должен быть сделан:
- на организацию и автоматизацию бухгалтерского и управленческого (аналитического) учета;
- унификацию форматов планово-отчетных документов, переход на международные стандарты учета;
- проведение прогнозных расчетов, контроль за общей картиной функционирования логистической системы;
- интеграцию финансовых аспектов основных административных функций и организацию контроля за издержками и расходами структурных элементов логистической системы;
- подключение к электронным платежно-расчетным и информационным системам.
Попадая в транспортное средство материальный (грузовой) поток превращается в транспортный.
Транспортный поток является специфическим видом материального потока логистической системы. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на выполнение транспортных услуг составляют до 50% от всех затрат на логистику. Транспортный поток – это находящиеся в состоянии движения транспортные средства, осуществляющие различные виды логистических операций, связанные с физическим перемещением в пространстве материальных ресурсов. Транспортный поток характеризуется совокупностью транспортных средств, одновременно участвующих в движении на определенном участке дорожной сети. По своему назначению транспорт делится на транспорт общего пользования и внутрипроизводственный транспорт. К транспорту общего пользования относится группа транспорта, которая удовлетворяет все общественные потребности в перевозке населения и грузов. К внутрипроизводственному транспорту относятся транспортные средства, составляющие часть технологического процесса производства продукции.