Маркетинг
представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство
к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.
Маркетинг был
востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров
исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация
производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых
методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором
повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих
сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела,
во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в
экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того
времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних
условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя.
Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством
быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ»
на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.
Исторически выйдя
на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает
маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически
и планово-экономически согласованную систему.
Маркетинг
отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар
нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает
физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.
Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в
нужное место в нужное время с минимальными затратами.
Маркетинг ставит
задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной
организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться
как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей
системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников
процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а
логистики.
Маркетинг нацелен
на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т.
д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически
сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также
систем контроля за их прохождением.