Информационная система - определенным
образом организованная совокупность взаимосвязанных средств ЭВМ, различных
нормативных данных и средств программного обеспечения, которая позволяет решать
конкретные задачи по управлению материальными потоками и связанными с ними
финансовыми и информационными потоками.
Информационные системы подразделяются:
а) по масштабу действия: на уровне
отдельного предприятия, региона и регионов, страны и групп стран;
б) на уровне отдельного предприятия
информационные системы подразделяются на плановые, диспетчерские
(диспозитивные), исполнительные (оперативные).
Основные задачи информационных систем на
уровне предприятия:
- плановые – создание и оптимизация звеньев
логистической цепи; управление условно-постоянными данными; планирование
производства; управление запасами;
- диспетчерские – служат для управления
отдельными подразделениями предприятия: детальное управление запасами; отбор
грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов;
- исполнительные – служат для обработки
информации в реальном масштабе времени, т.е., например, дают возможность
получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени,
следовательно, позволяют высокоэффективно контролировать материальные потоки и
управлять ими.
Основные принципы построения информационных
систем:
- иерархия (подчиненность задач и
использования источников данных);
- агрегированность данных (учет запросов на
разных уровнях производства и распределения);
- избыточность (построение систем с учетом
не только текущих, но и будущих задач);
- конфиденциальность;
- адаптивность к изменяющимся запросам;
- согласованность и информационное единство
(определяется разработкой системы показателей, в которой исключались бы возможность
несогласованных действий и вывод неправильной информации);
- открытость системы (для пополнения
данных).
Основным типом информационного продукта
служат статистические данные, а также факты, знания, умения, представляемые как
в первичной, так и в обработанной форме.
Информационная система должна действовать с
учетом технических и правовых ограничений. При этом она может работать в
нескольких режимах: информационно-справочном; сортировки и группировки; аналитическом (выдача аналитических
сведений и документов по результатам обработки двух и более характеристик
разной принадлежности; расчетном (выполняются расчеты по заранее
формализованным моделям и зависимостям); советующем (выдается несколько решений на
основе формализованных и интуитивных методов); обучающем.
Информационные системы позволяют решать
комплекс задач.
1. Сбор фактических данных, первичный
анализ производства и потребления, анализ динамики производства.
2. Анализ спроса (эластичности спроса) на
данный вид продукции для определенной группы потребителей.
3. Анализ возможностей реализации
существующим заказчикам других видов товарной продукции.
4. Анализ новых рынков сбыта.
5. Прогноз сбыта соответствующих
наименований продукции, а также развития предприятия в целом.