В современных условиях вопросы
качественного обслуживания клиента с целью максимального удовлетворения его
требований в процессе продажи/покупки автомобиля, его гарантийного и послегарантийного
обслуживания являются крайне важными наряду с решением проблем своевременных
поставок автомобилей для продажи, обновления модельного ряда, их технического
обслуживания, ритмичности и гибкости снабжения запасными частями и материалами.
Проблемы развития логистического сервиса в
автомобильной промышленности актуальны в современных рыночных условиях по ряду
причин, самыми важными из которых являются высокая функциональная зависимость
от поставщиков, существенная значимость сервисного фактора выбора поставщика
для потребителя и обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ для
производителя товара. Одним из направлений их решения является построение
эффективных систем логистического сервиса, обеспечивающих удержание высоких
позиций на рынке и доверие потребителей, а также разработка концепции и научно
обоснованных подходов к исследованию логистического сервиса в автосалонном
бизнесе, методологии управления сервисными потоками в логистической системе
предприятия: структуры, организации, выделения и описания основных элементов,
функционального назначения элементов, определения видов потоков как внутри
системы логистического сервиса, так и с выходом во внешнюю среду, описания и
оценки факторов, определяющих состояние системы логистического сервиса. Главной идеей логистического сервиса
служит обеспечение конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей
автосалонов, который позволяет существенно снизить уровень общих затрат.
Объектом изучения является совокупность потоков, связанных с предоставлением
логистических услуг, сопровождающих материальные потоки. Цель применения
логистического сервиса в автосалонах заключается в нахождении новых путей
кардинального повышения эффективности использования ресурсного и
производственного капитала, обеспечения более высокой конкурентоспособности
всех участников интегрированных логистических цепей.
Несмотря на важность логистического
сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что
объясняется особенностями сервиса. Важнейшим критерием, позволяющим оценить
систему логистического сервиса в автосалоне с позиции как поставщика, так и
получателя услуг, является уровень логистического сервиса. Уровень
логистического сервиса измеряют с помощью показателей, отражающих
количественные и качественные характеристики уровня обслуживания. Они
характеризуют относительную способность предприятия удовлетворять запросы
потребителей.
Поскольку предоставление логистического
сервиса является потоковым процессом, следует оценивать его эффективность с
точки зрения двух характеристик: качества, которое выражается в степени
отклонения фактического значения интегрального показателя качества сервиса
автосалона от базового или ожидаемого потребителем, и экономичности, которая
представляет собой сумму затрат потребителя на обеспечение определенного
качества сервиса. Рассчитывать показатели, необходимые для определения
интегрального показателя логистического сервиса автосалона, предлагается по следующим формулам.
Таким образом, на основе показателей
качества определяется интегральный показатель логистического сервиса, который
рассчитывается с использованием аддитивных моделей по общей формуле

где K - интегральный показатель логистического
сервиса предприятия; ai - весовой показатель i-го показателя; Пi - частный
показатель i-го фактора, вида деятельности. В свою
очередь, показатели качества также определяются расчетным способом. Данный
метод отражает следующий важный фактор: ценовые и качественные показатели
должны рассматриваться на равных, т.е. коэффициенты значимости распределяются
между всеми составляющими логистического сервиса.
Предложенный интегральный показатель
логистического сервиса автосалона носит сравнительно-затратный характер и
позволяет объединять разноразмерные параметры сервиса в один безразмерный
интегральный показатель; обеспечивать объективную и всестороннюю оценку
качества сервиса автосалонов-конкурентов; учитывать действие фактора времени;
предусматривать возможность встраивания показателя качества сервиса в системы
оценки более емких экономических категорий: конкурентоспособности продукции
автосалонов и конкурентоспособности автосалона. Методика определения интегрального
показателя логистического сервиса способствует расчету показателей
управляемости заказами, выбору ключевых показателей по проведенным исследованиям
и опросам респондентов, построению формализованных моделей оценки затрат на
выполнение заказа.
Таким образом, анализ эффективности потоковых процессов
логистического сервиса включает задачу сравнения автосалона с ее конкурентами
по набору важных для клиентов показателей выбора логистических поставщиков,
таких как качество услуг, гибкость, ответственность, надежность поставок,
отсрочка, уровень цен, ширина услуг. Качество логистического сервиса и
удовлетворенности клиентов являются основными компонентами сбалансированной
карты показателей стратегического развития автосалонов и результативности ее
деятельности, которая предназначена для обеспечения четких связей между
стратегическим, тактическим и оперативным уровнями управления и, как следствие,
для контроля над потоковыми процессами логистического сервиса клиентов и
принятия адекватных решений.