Наиболее
распространенными и эффективными являются следующие способы выбора поставщика:
1.
Конкурсные торги (тендеры);
2.
Письменные переговоры между поставщиком и
потребителем.

1. Конкурсные торги (тендеры) проводят в случае, если предполагается
закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, превышающую
определенный порог, или наладить долгосрочные связи между поставщиком и
потребителем.
Проведение
тендера включает следующие этапы:
-
рекламу;
-
разработку тендерной документации;
-
публикацию тендерной документации;
-
приемку тендерных предложений;
-
оценку тендерных предложений по единым
критериям;
-
подтверждение квалификации участников торгов;
-
предложение и присуждение контракта.
2.
Письменные переговоры между поставщиком и
потребителем.
2.1.
Инициатива вступления в переговоры исходит от
продавца товара.
Он
рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты),
которые имеют различную форму, но включают обычно следующие реквизиты:
наименование товара, его количество и качество, цену, условия и срок поставки,
условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок приемки-сдачи. Различают
твердые и свободные оферты. Первая
направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в
течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в
течение этого срока освобождает продавца от сделанного предложения. Иначе
ведутся переговоры. Свободные
оферты не включают в себя никаких обязательств продавца по отношению к
покупателю и высылаются неограниченному числу потенциальных потребителей.
2.2.
Инициатива вступления в переговоры исходит от
покупателя.
Он
рассылает потенциальным поставщикам письма или запросы с целью получения предложения. В
запросе указываются: наименование товара, его требуемое количество, условия и
сроки поставки, платежа. Не указывается только цена. При
выборе одного или нескольких поставщиков из множества потребители используют
два основных критерия:
-
стоимость продукции или услуг;
- качество
обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.
Кроме
основных критериев, используют и другие:
-
удаленность поставщика от потребителя;
-
сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
-
наличие у поставщика резервных мощностей;
-
организацию управления качеством продукции у
поставщика;
-
риск забастовок у поставщика;
-
кредитоспособность и финансовое положение
поставщика.
Традиционно
используют следующую последовательность оценки (определения
рейтинга) поставщиков. Сначала необходимо установить вес для каждого оценочного
критерия (показателя). Следует отметить, что вес критерия показывает
значимость того или иного показателя для предприятия. Так, например, для
организации важнейшим показателем является цена поставляемого сырья. В этом
случае вес критерия - стоимость продукции или услуг - должен иметь наибольший
размер по сравнению с остальными показателями. Сумма весовых значений по
выбранному перечню оценочных показателей должна быть равна единице. Далее
необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев
(обычно по десятибалльной шкале). Подчеркнем, что вес критерия и оценка в данном
случае определяются экспертным путем. Рейтинг определяется суммированием
произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая
рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определяют
наилучшего партнера.