Критерии оптимального выбора поставщиков

Наиболее распространенными и эффективными являются сле­дующие способы выбора поставщика:
1.     Конкурсные торги (тендеры);
2.      Письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
1. Конкурсные торги (тендеры) проводят в случае, если пред­полагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, превышающую определенный порог, или наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Проведение тендера включает следующие этапы:
-         рекламу;
-         разработку тендерной документации;
-         публикацию тендерной документации;
-         приемку тендерных предложений;
-         оценку тендерных предложений по единым критериям;
-         подтверждение квалификации участников торгов;
-         предложение и присуждение контракта.
2.     Письменные переговоры между поставщиком и потреби­телем.
2.1.    Инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара.
Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), которые имеют различную форму, но вклю­чают обычно следующие реквизиты: наименование товара, его коли­чество и качество, цену, условия и срок поставки, условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок приемки-сдачи. Различают твердые и свободные оферты. Первая направляется только одному покупателю с указанием сро­ка действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока освобождает продавца от сделанного предложения. Иначе ведутся переговоры. Свободные оферты не включают в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю и высылаются неограничен­ному числу потенциальных потребителей.
2.2.     Инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя.
Он рассылает потенциальным поставщикам письма или запросы с целью получения предложения. В запросе указываются: наименование товара, его требуемое ко­личество, условия и сроки поставки, платежа. Не указывается только цена. При выборе одного или нескольких поставщиков из множества потребители используют два основных критерия:
-         стоимость продукции или услуг;
-  качество обслуживания, предполагающее качество продукции и надежность обслуживания.
Кроме основных критериев, используют и другие:
-         удаленность поставщика от потребителя;
-         сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
-         наличие у поставщика резервных мощностей;
-         организацию управления качеством продукции у поставщика;
-         риск забастовок у поставщика;
-         кредитоспособность и финансовое положение поставщика.
Традиционно используют следующую последовательность оценки (определения рейтинга) поставщиков. Сначала необходимо установить вес для каждого оценочного критерия (показателя). Сле­дует отметить, что вес критерия показывает значимость того или ино­го показателя для предприятия. Так, например, для организации важ­нейшим показателем является цена поставляемого сырья. В этом слу­чае вес критерия - стоимость продукции или услуг - должен иметь наибольший размер по сравнению с остальными показателями. Сум­ма весовых значений по выбранному перечню оценочных показате­лей должна быть равна единице. Далее необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев (обычно по де­сятибалльной шкале). Подчеркнем, что вес критерия и оценка в дан­ном случае определяются экспертным путем. Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для дан­ного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и срав­нивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера.