Государственные закупки и механизм их реализации


Основой обеспечения государственных нужд выступает государственный заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг. Государственный заказ - заявка государства на приобретение определенной продукции для покрытия конкретных нужд общества, которая представляет собой конкретный перечень товаров, работ и услуг, закупающихся конкретным органом государственной власти.

Госзаказ не только обеспечивает закупку продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов, но и служит важнейшим инструментом государственного регулирования, позволяющим активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. Особенностью государственного заказа является то, что закупки в рамках госзаказа оплачиваются за счет средств, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Развитие госзаказа способствовало появлению в конце XX в. совершенно новой отрасли знаний - прокьюремента. Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании.
Государственные закупки регламентируются национальным законодательством, включающим соглашениякодексы: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об административных нарушениях»; законы Республики Беларусь; декреты Президента Республики Беларусь; Указы Президента Республики Беларусь; Постановления Совета Министров и других министерств и ведомств Республики Беларусь
а также международные договоры Республики Беларусь.
       Основными принципами осуществления государственных закупок являются: эффективное расходование денежных средств; гласность и прозрачность процесса государственных закупок; возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям); оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь; предотвращение коррупции в области государственных закупок.
Законом предусмотрено приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с трехсторонним Соглашением о государственных (муниципальных) закупках (далее – Соглашение), подписанным Беларусью, Россией и Казахстаном и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2010 г. Закон Республики Беларусь ввел термин «госзакупки» и определил его значение следующее: «государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств». 
В соответствие с Соглашением и Законом регламентировано применение следующих процедур государственных закупок: открытый конкурс; электронный аукцион; процедура запроса ценовых предложений; процедура закупки из одного источника; биржевые торги.
Действующий Закон не распространяется на закупку товаров при строительстве, реконструкции, ремонте, товаров на товарных биржах или аукционах, товаров, осуществляемых за счет внешних госзаймов, если в условиях их предоставления предусматриваются специальные требования к порядку выбора поставщика (исполнителя, подрядчика). Отношения, находящиеся вне сферы регулирования Закона регламентируются иными нормативными правовыми актами.
Закон определил субъектный состав процесса размещения заказов, функции и особенности отдельных субъектов.
В процедурах закупок участвуют заказчик, организатор, эксперты, участники (юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель). В качестве заказчиков могут выступать: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Организатором может выступать юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок. Указ президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г.,
Указ несколько расширил круг участников размещения заказа, уменьшая количество ограничений по участию и одновременно стимулируя участие отдельных категорий. В качестве потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, как белорусские и российские, так и иностранные. При этом не допускается:
-   ограничение доступа поставщиков к участию в процедуре госзакупки;
- изменение условий договора на госзакупку, которое влечет дополнительное расходование средств из бюджетов либо уменьшение количества закупаемых товаров или ухудшение их качества.
Для распространения информации о государственных закупках на территории РБ создано республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Центр обеспечивает выпуск информационно-аналитического бюллетеня «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и функционирование информационной системы «Тендеры», хранение и использование информации о государственных закупках.
В указе сформулирована ответственность за его неисполнение:
- за использование материальных ресурсов не по назначению;
- за нарушение процедуры закупок.
Законодательство о госзакупках предусматривает использование следующих процедур:

Наименование процедур
Ориентировочная стоимость закупки и иные условия
конкурсы:
-     открытый конкурс;
-     закрытый конкурс
- открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур госзакупок;
- закрытый конкурс применяется в случае, если сведения о госзакупках составляют государственные секреты
электронный аукцион
- согласно перечню товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов
запрос ценовых предложений
- от 300 до 1000 базовых величин
закупка из одного источника
- до 300 базовых величин, согласно перечню случаев госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника
биржевые торги
- согласно перечню товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»

Открытый конкурс вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение.
Закрытый конкурс - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, участниками которого могут быть только потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), приглашенные индивидуально заказчиком (организатором) путем извещения.
Электронный аукцион - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках.
Запрос ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения.
Закупка из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Биржевые торги применяются в случаях определения Советом Министров Республики Беларусь перечня товаров с учетом положений об электронном аукционе и закупки из одного источника, пороговых значений ориентировочной стоимости закупки с применением процедуры запроса ценовых предложений (от 300 до 1000 базовых величин) и применения закрытого конкурса.
Подготовка к проведению государственных закупок в организации. Заказчик ежегодно до 8 марта формирует и утверждает годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему для этих целей. В годовом плане закупок указываются:
-полное наименование и место нахождения заказчика;
-перечень и объемы товаров (работ, услуг);
-источник финансирования закупки;
ориентировочные сроки осуществления закупок.
После утверждения годового плана заказчик в течение 7 дней направляет его для размещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и на сайте в сети  «Интернет» информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Эти бюллетень и сайт признаются официальными. Кроме того, при закупках товаров за счет местных бюджетов, а также местных внебюджетных и инновационных фондов облисполкомы и Минский горисполком вправе самостоятельно определять печатное издание и (или) сайт - дополнительные печатное издание и сайт. Информация о них публикуется в официальном печатном издании и на официальном сайте.
В процессе подготовки к процедуре закупки заказчик на основании годового плана разрабатывает и утверждает задание на закупку. В соответствии с законодательством заказчик создает постоянно или временно действующую конкурсную (ценовую) комиссию - рабочий орган конкурсного процесса.
Заказчик при проведении конкурсов должен проводить оценку квалификационных данных участников. Для проведения оценки заказчик устанавливает квалификационные требования, учитывающие экономическое, финансовое положение участника и его технические возможности справиться с контрактом. Предусматривается право заказчика потребовать от участников представления конкурсного обеспечения.