Трансформация
национальной экономики Республики Беларусь в соответствии с рыночными
принципами, а также интеграция в мировую систему обусловливают качественное и
полное удовлетворение потребностей экономики республики в транспортном
обслуживании. Для этого требуются согласованное развитие всего транспортного
комплекса страны, которое предусматривает повышение эффективности использования
имеющейся материально-технической базы и рациональное распределение объемов
перевозок между видами транспорта, унификация республиканской системы
международных грузоперевозок со стандартами ЕС.
Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса.
Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса.
По
территории страны проложены международные магистрали:
1. «Брест
- Минск - Орша» - главная ось транспортного коридора «Лондон - Париж - Берлин -
Варшава - Минск - Москва».
2. «Гомель
- Бобруйск - Минск - Молодечно - Лунинец - Барановичи - Лида» соединяет
Украину со странами Балтии.
По
состоянию на 01.01.2017г. протяженность железных дорог в Республике Беларусь
составляла 5511км, в том числе электрифицированных – 897км. Плотность
белорусских железных дорог достигает 27км на 1000км2 территории, что
меньше в 1,4-3 раза, чем плотность железных дорог в Болгарии, Украине, Литве,
Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза меньше, чем в
Венгрии, Турции, Германии, и в 7 раз меньше, чем в США. Несмотря на это
действующая железнодорожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень
обслуживания экономики страны, а также доступность для 40 % населенных пунктов
республики.
Географическое расположение Республики Беларусь обусловливает увеличение объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, в соответствии с итогами работы второй Европейской конференции по транспорту, состоявшейся на острове Крит в 1994 г., были определены девять панъевропейских коридоров. Три из них предусматривают «заход» на территорию Республики Беларусь:
Географическое расположение Республики Беларусь обусловливает увеличение объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, в соответствии с итогами работы второй Европейской конференции по транспорту, состоявшейся на острове Крит в 1994 г., были определены девять панъевропейских коридоров. Три из них предусматривают «заход» на территорию Республики Беларусь:
№II «Запад - Восток» – автомобильная дорога
«Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород»;
№IX
«Север - Юг» – автомобильная дорога «граница Российской Федерации – Витебск –
Гомель – граница Украины»;
№ IXB –
автомобильная дорога «Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калнинград».
Общая
протяженность этих автомобильных дорог составляет 1513км. В целом сеть
автомобильных дорог (по состоянию на 01.01.2010г.) общего пользования имела
протяженность около 85,7тыс.км, в том числе 74,3тыс.км – с твердым покрытием
(86,7%). Вместе с тем плотность автомобильных дорог с твердым покрытием пока не
превышает 360 км на 1000 км2 территории республики, что в 3 раза меньше, чем в
странах ближнего зарубежья - в Украине, Литве, Латвии, а также таких стран СНГ,
как Азербайджан, Армения и Молдова, и в 4-13 раз ниже, чем в странах с развитой
рыночной экономикой – в Англии, Германии, Италии, франции, Швейцарии, Японии.
Доля
водного транспорта незначительна и составила в 2017 г. около 2 % общего объема
грузоперевозок. Протяженность эксплуатируемых речных путей составляет 1798км,
из которых 680км водных путей по габаритам судового хода относятся к
магистральным участкам рек, а по водным путям протяженностью 477км осуществляется
круглосуточное судоходство.
Отдельные
речные порты республики (Мозырь, Гомель, Брест) имеют подъездные
железнодорожные пути, что позволяет выполнять перевозки с перевалкой грузов с
железной дороги на водные пути и наоборот. Более того, порт Брест имеет подъездные
железнодорожные пути европейской колеи, что позволяет обрабатывать грузы,
которые направляются в Западную Европу.
Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется трубопроводный транспорт. Так, общая протяженность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в 2017 г. составляла соответственно 2984, 1107 и 7481км. Этот вид транспортной системы используется как для потребностей экономики республики, так и для транзита в Западную Европу, страны Балтии, Калининградскую область Российской Федерации. В настоящее время ежегодный транзит составляет около 40-45 млрд.м3 газа и около 90-100млн.т нефти.
Доля воздушного транспорта в общем объеме грузоперевозок в Республике Беларусь по итогам 2017 г. составила 0,006% (18,8тыс.т). Следует отметить, что отечественная авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90тыс. транзитных полетов.
Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется трубопроводный транспорт. Так, общая протяженность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в 2017 г. составляла соответственно 2984, 1107 и 7481км. Этот вид транспортной системы используется как для потребностей экономики республики, так и для транзита в Западную Европу, страны Балтии, Калининградскую область Российской Федерации. В настоящее время ежегодный транзит составляет около 40-45 млрд.м3 газа и около 90-100млн.т нефти.
Доля воздушного транспорта в общем объеме грузоперевозок в Республике Беларусь по итогам 2017 г. составила 0,006% (18,8тыс.т). Следует отметить, что отечественная авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90тыс. транзитных полетов.
Сравнительный
анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом показал, что доля
транспортных услуг в валовом национальном продукте страны составляет не более
10%, что в 2-3 раза ниже достигнутых показателей в подобных транзитных странах
Европы. Это указывает на значительный потенциал в развитии данной сферы
экономики Беларуси.