Подвижной
состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и
полуприцепов.
Рассмотрим
различные виды транспортных средств.
По
назначению: строительные; сельскохозяйственные; лесохозяйственные; армейские.
По типу
кузова: закрытый тип; контейнер; тентованный; рефрижератор (изотермический
кузов); изотермический фургон; микроавтобус; открытый тип; бортовой; самосвал;
контейнерная площадка; кран; автотранспортер; цистерна; лесовоз; седельный
тягач.
По
группам: I группа – бортовые автомобили (общего назначения); II группа –
специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы,
седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами); III группа –
автомобили-цистерны.
По
количеству осей: двухосные; трехосные; четырехосные; пятиосные и более.
По
осевым нагрузкам (на наиболее нагруженную ось): до 6т включительно (группа Б);
свыше 6т до 10т включительно (группа А); не имеющие ограничений по нагрузке на
ось – внедорожная группа (карьерные, аэродромные и т.п.)
По
колесной формуле: 4x2; 4x4; 6x4; 6x6 и т.д.
По
составу: одиночное транспортное средство; автопоезд в составе
(автомобиль-прицеп или автомобиль-полуприцеп).
По типу
двигателя: бензиновые; дизельные; газовые; газогенераторные; электрические.
По
грузоподъемности: особо малая – до 0,5т (созданы на базе легковых автомобилей);
малая – от 0,5 до 2т; средняя – от 2 до 5т; большая – от 5 до 15т и особо
большая – более 15т.
По
климатическому исполнению: обычного исполнения (умеренный климат); северного исполнения
(холодный климат); жаркого исполнения (тропический и пустынный климат).
Другие
виды. Кроме перечисленных классификационных признаков отраслевой нормалью ОН
025 270-66 введены классификация и система обозначения автомобильного
подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая
система обозначения автотранспортных средств (АТС)
Классификация
грузовых автомобилей согласно отраслевой нормали ОН 025
270-66
Полная
масса, т
|
Бортовые
|
Тягачи
|
Самосвалы
|
Цистерны
|
Фургоны
|
Специальные
|
До
1,2
1,2
до 2
2
до 8
8
до 14
14
до 20
20
до 40
Свыше
40
|
13
23
33
43
53
63
73
|
14
24
34
44
54
64
74
|
15
25
35
45
55
65
75
|
16
26
36
46
56
66
76
|
17
27
37
47
57
67
77
|
19
29
39
49
59
69
79
|
Первая
цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе: 1 – 1,2т; 2 – от
1,2 до 2т и т.д.
Вторая
цифра обозначает тип АТС: 3 – бортовые; 4 – тягачи и т.д.
Классы
от 18 до 78 являются резервными, они в индексацию не включены.
Все
большее распространение получают обозначения, принятые в международных
требованиях по безопасности (Правила ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по
внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с
указанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС
Классификация
грузовых АТС, принятая в правилах ЕЭК ООН
Категория АТС
|
Тип АТС
|
Полная масса, т
|
Примечания
|
5N1
N2
N3
|
АТС с двигателем, предназначенные для
перевозки грузов
|
До 3,5
Свыше 3,5 до 12
Свыше 12
|
Грузовые автомобили, специальные
автомобили
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи,
специальные автомобили
|
О1
О2
О3
О4
|
АТС без водителя
|
До 0,75
Свыше 0,75 до 3,5
Свыше 3,5 до 10 Свыше 10
|
Прицепы и полуприцепы
|
Важным техническим элементом материально-технической базы автомобильного транспорта являются контейнеры. Они позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снижать себестоимость перевозок, повышать производительность труда, обеспечивать сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключать перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорять оборачиваемость материальных ресурсов. Контейнер
– элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или
нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного
хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки
и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику
и объем не менее 1м3. Контейнеры
классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции,
величине массы брутто и нетто, сфере обращения.
По
назначению: универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов;
специализированные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жидких,
рефрижераторных, газообразных и других грузов.
По
конструкции: крытые и открытые; водонепроницаемые и негерметизированные;
металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и т.д.
По
величине массы брутто и нетто: малотоннажные – до 0,625 и 1,25т (брутто);
среднетоннажные - до 2,5 (3) и 5т; крупнотоннажные - 10, 20, 30т.
По
сфере обращения: международные; магистральные, допущенные к перевозке на одном
или нескольких видах транспорта внутри одного государства; внутризаводские.
Высота
контейнеров различается: 8 футов (2,438м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74м) и
9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры
высотой 8,5 футов (2,59м) и реже – 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых
грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются
контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также
контейнеры-платформы - флеты (flats) – для укладывания на них габаритных
грузов. Длина контейнеров – 10, 20, 30 и 40 футов.