Классификация и типы посредников в каналах распределения и сбыта


При формировании возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников.









   
 Всех посредников можно классифицировать в зависимости от двух признаков:
- от чьего имени работает посредник;
- за чей счет посредник ведет свои операции, т.е. кто является собственником реализуемой продукции.
Дилер – это оптовый, реже – розничный посредник, который ведет операции от своего имени и за свой счет. Дилеры расположены в канале распределения ближе всего к потребителю.
Дилеры приобретают продукцию у ее производителя (дистрибь­ютора) и являются собственниками реализуемой продукции.
Различают эксклюзивных дилеров – единственных представителей производителей в данном регионе, которые имеют особые права по реализации. Остальные называются авторизованными.
Дистрибьютор – оптовый или розничный посредник, который ведет операции от имени производителя и за свой счет.
Если дистрибьютор торгует от собственного имени, он становится дилером.
В канале распределения дистрибьюторы обычно расположены между производителем и дилером.
Комиссионер – это оптовый или розничный посредник, который ведет операции по поручению и за счет собственника товара или покупателя и от своего имени.
Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителям.
Комиссионер, являясь посредником для производителя, заключает с ним договор комиссии и располагает товарную продукцию на своих торговых площадях. При этом он получает определенный процент от суммы сделки.
Важно подчеркнуть, что коммерческая деятельность в качестве дилера или дистрибьютора отличается финансовыми рисками, размер которых значительно превышает риски комиссионера, так как последний не покупает продукцию у производителя. Поэтому при комиссионной торговле финансовые риски разделяются между про­изводителем продукции и комиссионером. В связи с этим торговые наценки дилеров (дистрибьюторов) порой в 4 раза и более превышают аналогичные показатели у комиссионеров. Несмотря на это производителю обычно более выгодно осуществлять реализацию своей продукции, прибегая к услугам дилеров (дистрибьюторов), так как при подобных схемах сбыта сокращаются сроки возврата оборотных средств, вложенных в создание продукции, уменьшаются их размер и время одного оборота.
Агент – посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала).
Агенты, как правило, – юридические лица, заключающие сделки от имени и за счет принципала.
Различают универсальных агентов, которые совершают любые юридические действия от имени принципала, и генеральных, которые заключают только сделки, указанные в доверенности.
В качестве вознаграждения имеет место определенный процент от суммы заключаемой сделки.
Брокер – посредник при заключении сделок, который сводит контрагентов (поставщиков и потребителей).
Брокеры не являются собственниками продукции и не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон. Они получают вознаграждение только за проданную продукцию.
Выбор типа посредников и их количества зависит от выбора вида распределения. Различают интенсивное, эксклюзивное и селективное распределение.
Интенсивное распределение предполагает обеспечение запасами продукции в возможно большем количестве торговых предприятий.
Эксклюзивное распределение предусматривает намеренно огра­ниченное количество посредников, торгующих данной продукцией в рамках территорий сбыта.
Селективное распределение представляет собой нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Этот метод позволяет производителю добиваться необходимого ох­вата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.